Что дает педагогу участие в профессиональных конкурсах. Консультация «Почему мы участвуем в творческих конкурсах? Сетевое сми соннэт в этом году предлагает принять участие в трех конкурсах профессионального мастерства


​На мой взгляд, взгляд руководителя школы, культуру, равно как желание и понимание необходимости участия в конкурсном движении нужно формировать у педагога целенаправленно, планомерно и размеренно, но обязательно опережая зону его ближайшего развития как профессионала.

В нашей Казанской школе-интернате работает 20 педагогов, из них 4 учителя, 3 специалиста службы сопровождения и 13 воспитателей. Практики проведения внутришкольных конкурсов в нашем учреждении, к сожалению, нет: кому и с кем соревноваться, когда все на ладони, и практически однозначно определены педагоги-лидеры и педагоги-мастера? А вот конкурсы другого уровня позволяют педагогам проявить себя во всей красе. Причем мотивы участия в конкурсном движении у всех педагогов очень разные. Но это уже другая история…

Как же мы в своем коллективе формируем желание, потребность, понимание необходимости и затем культуру участия в конкурсном движении? И кому все это нужно?

Я склонна считать, что если руководитель образовательной организации не заинтересован в культивировании конкурсного движения в своем учреждении, то ждать, что все это придет само, очень трудно. Кто-то из педагогов в силу высокой потребности в саморазвитии будет искать и находить подходящие для него конкурсы, а подавляющему большинству педагогов (простите за прямоту, но это так!) эта ситуация будет очень удобна. Не трогают, и ладно! К счастью, таких педагогов (и директоров) не так много…

Итак, зачем руководителю образовательной организации нужно конкурсное движение? Во-первых и в-главных, оно необходимо ему как мотиватору педагогического коллектива на рост, развитие и движение в профессии.

Но, если руководитель (именно как руководитель, а не педагог) сам не участвует в профессиональных конкурсах, то ему сложно выполнять роль вдохновителя. Побывав внутри конкурса, можно и рекомендовать, и поддерживать, и курировать (корректировать) участие педагога в конкурсном движении. Только для руководителя нужно участие в действительно значимых конкурсах, которые не принижают значимость профессии и должности. И именно к этому решению затем стоит приучать педагогов руководимого учреждения. Я негативно отношусь к платным конкурсам, рассматриваю и участвую лично только в бесплатных конкурсах, проводимых достойными организаторами, это моя принципиальная позиция. Хорошо, если руководитель входит в число победителей престижного конкурса: это мотивирует педагогический коллектив на соответствие руководителю как минимум. Поэтому, конкурсное движение нужно руководителю образовательного учреждения как демонстратору/транслятору возможностей конкурсов профессиональных достижений для развития в профессии.

Но не одному директору школы нужно конкурсное движение педагогов. Уверена, что это нужно всему педагогическому коллективу в целом и каждому педагогу в частности.

Во-первых, принятие решения об участии в конкурсе – это значительный поступок, характеризующий педагога как сильного, смелого и целеустремленного человека.

Во-вторых, подготовка к конкурсу мобилизует все силы и ресурсы педагога: физические, психические, профессиональные (да, сложно, трудно, иногда кажется, что невозможно. Но, помните, «без труда…»)

В-третьих, большинство конкурсов позволяют педагогу выделить свои лучшие практики, проанализировать и оценить себя как профессионала.

В-четвертых, конкурсы, предполагающие общение, пусть нередко и виртуальное, конкурсантов, позволяют налаживать профессиональные контакты и расширять круг общения педагогов. Ведь не зря сказано: «Никто мне не друг, никто мне не враг, но каждый мне – учитель». Значит, конкурсное движение необходимо педагогу как инструмент самооценки, самопрезентации, саморазвития.

В Казанской школе-интернате конкурсное движение начало стремительно развиваться после появления такого понятия, как «стимулирующая надбавка за эффективность и результативность организации образовательной деятельности». В критерии по определению такой надбавки было рекомендовано включить и участие педагога в профессиональных конкурсах. В 2011 году в нашем учреждении был разработан оценочный лист, содержащий одним из пунктов такой критерий.

В коллективе сразу обозначились две группы педагогов: активисты и наблюдатели (разного качества: желающие, но пока не могущие; могущие, но не желающие; не желающие и не могущие). В соответствии с этими характеристиками участие в конкурсах носило очень разнообразный характер: экспертной группе по определению указанной надбавки пришлось познакомиться с огромным количеством самых разных конкурсов, начавших плодиться как грибы после дождя. В каком конкурсе проще принять участие? Конечно, в том, где за две минуты и 100 рублей выдают диплом победителя. Но, я думаю, что эти конкурсы не приносят педагогу никакой профессиональной пользы: речь и о качестве материалов, и об уровне участников, и об отношении организаторов к конкурсантам, и много еще о чем… Поэтому конкурсное движение необходимо педагогу еще и для развития навыков экспертной оценки и осознания ценности конкурса.

Постепенно со временем оптимизирующийся оценочный лист нашего учреждения разделил блиц-конкурсы и викторины с конкурсами, на которые необходимо предоставить качественный профессиональный материал. Понятно, что второй вид конкурсных мероприятий более ценен во всех смыслах. Участие в такого вида конкурсных процедурах не стыдно предъявить даже в своем резюме или портфолио, это значительный плюс при аттестации на квалификационную категорию, а уж на соответствие должности и подавно. В надбавке за эффективность организации образовательной деятельности как победа, так и участие в таком конкурсе также дает прибавку к зарплате. А победа в значимых конкурсах регионального и федерального уровня поощряется премиальной выплатой. Таких случаев немного, но от этого они более ценны: так, например, была премирована рабочая группа Всероссийского конкурса « » - 2016, подготовившая материалы так, что учреждение вошло в число 20 лауреатов конкурса, отобранных из 3000 подавших заявки учреждений.

Завершая рассуждения по поводу необходимости участия педагогов и директоров в конкурсном движении, скажу, что в конкурсах участвовать можно и нужно, полезно и важно. Руководителю в этом смысле важно понимать самому и сформировать взвешенное представление о качестве различных конкурсных процедур у педагогов своего коллектива. Это сложная задача, но и она может быть решена путем грамотного анализа конкурсов, в которых участвуют педагоги. Педагогам же конкурсное движение дает, прежде всего, возможность неформально повысить свою квалификацию и пополнить свои ресурсы – нематериальные и материальные. А грамотный, современный, адекватный руководитель образовательной организации их обязательно поддержит – во всех смыслах!

Светлана Долженкова - директор Казанской специальной школы-интерната (станица Казанская, Ростовская область), лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 2016.

  • желание приобретения определенного профессионального статуса;
  • желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим;
  • желание познакомиться с опытом работы преподавателей.

Конкурс собрал преподавателей, организаторов, преданных педагогическому делу, способных к профессиональному росту и самоотдаче, участников, которые не испугались публичной оценке своей деятельности и смогли заявить о себе.

Конкурс «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» проводился в несколько этапов, на каждом из которых участники демонстрировали свое профессиональное кредо: и в защите творческого проекта, его публичном представлении, и в проведении открытого урока на базе другого учебного заведения с незнакомой ученической аудиторией, и в самоанализе проведенного открытого урока. Многообразие форм представления профессиональной деятельности на конкурсе дает возможность широкого спектра применения данных форм в дальнейшем развитии и совершенствовании профессионального мастерства. Мною приобретен опыт, который я могу применять в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства. Так в апреле 2010 года принимал участие в Фестивале педагогических идей среди преподавателей общеобразовательных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, на котором выступил с докладом, передавая опыт, приобретенный в конкурсе «Лучший учитель ОБЖ»

В Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2009 года я не стал ни победителем, ни лауреатом конкурса. Был награжден дипломом в номинации «Педагогический поиск». И действительно на данном этапе своей профессиональной деятельности я повышал профессионально-педагогическое мастерство, обучаясь на третьем курсе в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга.

Участие в конкурсе повлияло на развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.

Противоречия между надеждами на победу и затруднениями в представлении своего опыта (которого на тот период не хватило для победы), недостаточность профессионально-педагогического мастерства, привели к необходимости использования возможностей конкурса для стимулирования мотивации саморазвития, самообразования и профессионального роста. Конкурс послужил средством повышения квалификации, развития творческих способностей.

Благодаря конкурсу я получил блестящую возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей ОБЖ.

В феврале 2010 года мною было повторно принято решение на участие в Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2010 года.

Для этого я проанализировал и учел ошибки, недочеты, которые были допущены во время подготовки и участия в Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2009 года.

При подготовке к конкурсу 2010 года провёл открытые уроки, направленные на развитие творческих способностей учащихся с применением инновационных технологий, мультимедийных средств обучения, в тесном взаимодействии учащихся и педагогов, учитывая опыт, приобретенный во время участия в конкурсе 2009 года.

Приобретенный опыт участия в конкурсе 2009 года, сыгравший значительную роль в повышении педагогического мастерства, стремление реализовать и достичь поставленную цель, активная подготовка к конкурсу, а также организационно-методическая помощь, поддержка преподавателей, администрации учебного заведения, - все это в комплексе послужило тому, что я стал победителем Камчатского краевого конкурса «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2010 года и награжден дипломом в номинации «Патриотическое воспитание».

Считаю, что самый важный результат конкурса педагогического мастерства - это повышение качества образования, передача тех знаний, умений и навыков учащимся, которые помогут им в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, помогут стать достойными людьми, воспитать человека, гражданина, способного самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться.

Практическое применение умений и навыков, приобретенных в конкурсах, знания, полученные за период обучения в университете, повлияли на положительную динамику качества образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Качество образования в 2009-2010 учебном году по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в Профессиональном училище № 3 по сравнению с предыдущим учебным годом повысилось на 2,1 процента.

Практическое применение опыта конкурсов педагогического мастерства положительно влияют на качество образования.

Следующим этапом повышения профессионального мастерства стал конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных учреждений в Камчатском крае в 2011 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», в котором я принял участие. В данном конкурсе я не стал победителем, оценена моя профессиональная деятельность, которая на данном этапе недостаточна для победы. Конкурс создал благоприятную мотивационную среду для профессионального развития и роста.

В заключении можно сделать вывод, что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей, как развивающуюся практику, как полимотивированную индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников и их саморазвитие. Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения.

Конкурс педагогического мастерства играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества учителей. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.

Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

Конкурс педагогического мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, и общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, а также на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыта.

А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» .

Иван Костров,
BodroGordo, Креативный директор

В небольших компаниях люди соревнуются, как привило, за собственный процент от продажи или бонус от реализации плана и достижения общего успеха компании. Соревновательность в небольших организациях имеет смысл, когда соперничают представители одной и той же профессии. В другом случае "конкурс" будет нечестным.
В некоторых крупных компаниях, в особенности с демократичным способом управления, существует практика соревнований внутри отделов или всей организации. Особенно примечательно то, что конкурсом или соревнованием это прямо не называется, а аккуратно вмонтировано в корпоративную культуру. И это, вероятно, лучшее, что я видел внутри организаций. Давайте рассмотрим, как это реализует шведская компании IKEA, где на сегодняшний день работает около 20 тыс. человек, а в каждом магазине примерно от 300 сотрудников.

Вся компания поделена на департаменты, департаменты на отделы, отделы поделены на бизнес-зоны. Каждая из бизнес-зон имеет свой план на день, неделю (важнее дневного) и месяц, который объединен в общий план магазина. Сотрудники не имеют личного плана продаж, что позволяет не конкурировать друг с другом, а организоваться для достижения общей цели. Отдел может отличиться на фоне всего магазина, увеличив процент достижения недельной целей и внести вклад в общее дело - исполнение плана продаж всего магазина. Результат отдельного человека не будет заметен на фоне всего магазина и даже отдела, хотя рычаги влияния на совершение посетителями большего числа покупок у сотрудника в целом есть.

С определенной периодичностью сотрудники, в том числе и менеджеры и топ-менеджеры, участвуют в ротации и работают в соседних отделах одного департамента. И даже мигрируют по департаментам, например, глава мебели может поменяться местами с главой сопутствующих товаров. Тем самым все сотрудники становятся взаимозаменяемыми на случай, если какому-то из отделов нужна помощь для достижения опять же общей цели магазина. Это важный аспект, он воспитывает коллективизм.

Анна Молчанова, заместитель
исполнительного директора Национального кровельного союза

Цель участия в конкурсе - победить. Это как в спорте. И "натаскивание" участников на победу здесь не меньшее. Пример: в 2009 году в Санкт-Петербурге Национальный кровельный союз принимал Чемпионат IFD по кровельному мастерству. Все понимали наше технологическое отставание в номинации по черепице от лидеров - немцев, швейцарцев, австрийцев. Пригласили немецкого преподавателя, который приехал и занимался с нашей командой. Когда ребята взяли первое место - это был такой накал страстей, такое ликование! До сих пор вспоминают.

В какой степени связаны (и связаны ли вообще) Конкурсы профмастерства, мотивация и вовлеченность сотрудников? Напрямую. Собственно, целью и является мотивация. Другое дело, что некоторые конкурсы оказываются так безобразно организованы, настолько скучны и формальны, что эффект оказывается обратным. Здесь очень многое зависит от организаторов и их опыта.

Наряду с конкурсами профессионального мастерства, традиционные проводимые компаниями, существуют конкурсы и чемпионаты для студентов и молодых специалистов.
При подаче заявки на участие у каждого конкурсанта конкретная цель. Однако есть ключевые мотивационные факторы независимо от возраста и статуса: будь то студент-старшекурсник или специалист с опытом работы в компании. Эти «драйверы» зачастую имеют глубокие психологические корни.
Во-первых, это возможность проверить себя в «безопасной» обстановке. В условиях добровольного прохождения конкурса участники застрахованы от неизбежного получения оценки знаниям и навыкам. Идеальная ситуация, чтобы попробовать, не боясь ошибиться или «быть плохим». При этом, если результат конкурса удовлетворил самого участника, он может представить его заинтересованным сторонам (указать в резюме, показать работодателю или преподавателю на кафедре).
Во-вторых, это шанс показать себя, реализовать амбиции. Здесь может и не быть желания материального вознаграждения, достаточно получить признание умений и талантов. Ведь необходимость в похвале, одобрении и признании – базовая психологическая потребность человека.
В-третьих, это возможность зарекомендовать себя как профессионала и начать (а для уже практикующих специалистов – продолжить) успешную карьеру в интересующей области. Например, тем, кто покажет лучший результат в конкурсе ACCA-IFRS PROFESSIONAL Student, работодатели-партнеры предложат стажировки или даже вакансии. Таким образом, профессиональный конкурс становится «социальным лифтом»: за короткое время можно перейти из категории обычного студента в востребованного молодого специалиста

Константин Гозман, генеральный директор агрохолдинга
«Дороничи» Кировская область

Цель проведения любого конкурса профессионального мастерства - усовершенствование навыков специалиста, его профессиональных качеств, поднятие планки достижения определенных целей и задач бизнеса, разработка новых проектов и идей для развития бизнес-процессов плюс оценка профессиональных качеств с целью продвижения специалиста по карьерной лестнице.
Подход, несомненно, будет разным – если на менеджерских позициях и управленческих постах мы внедряем четкие KPI с определением показателей и установленными сроками их достижения, то для линейного персонала агросектора и предприятий переработки проводим бригадные и персонализированные конкурсы с четкой системой критериев. Все это работает на развитие корпоративной культуры холдинга, когда персонал не только индивидуально, но и в группе коллег может развиваться, применять новый передовой опыт и знания в бизнес-процессы и, что важно, поддерживать в людях огромное желание развития.

Правильно поставленная задача конкурса профессионального мастерства может способствовать развитию единства взглядов на бизнес-процессы, развитию командного духа и преданности предприятию в достижении результатов.

Описание участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства (выдвижение кандидатур на конкурсы профессионального мастерства).

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие учительского потенциала. Внедрение образовательных стандартов нового поколения диктует потребность современных школ в новых кадрах.

Каким же должен быть современный учитель? Стремительно меняется наш мир, появляются инновационные педагогические технологии, изменились и наши ученики. Поэтому профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Учителю необходимо мотивированное стремление к самообразованию, к самовыражению. Участие в конкурсах профессионального мастерства способствует эффективному развитию системы школьного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию, развитию профессиональны компетенций.

Из собственного опыта участия в приоритетном проекте «Образования» конкурсе профессионального мастерства «Лучший учитель» могу с уверенностью сказать, что конкурс даёт огромный толчок для самосовершенствования и профессионального развития. При подготовке к участию в конкурсе была проделана громадная работа по внедрению в практику инновационных технологий, распространению собственного педагогического опыта (проведение семинаров, мастер – классов, открытых уроков, конференций, круглых столов), публикации печатных работ, созданию электронного портфолио, мультимедийного обеспечения уроков, электронной систематизации материально-технического сопровождения уроков.

В нашем учебном заведении методический совет школы выдвигает кандидатуру для участия в профессиональном конкурсе. При выдвижении необходимо учитывать не только мнение администрации и коллег, но и родительской общественности и учеников. Если педагог имеет высокие результаты в педагогической деятельности, но на него есть жалобы со стороны родителей, например, нетактичное поведение, то нет смысла выдвигать такую кандидатуру. Умение общаться с детьми и другими людьми - это тоже педагогическое мастерство. Учителю, претендующему на премию Президента РФ, необходимо показать, что его педагогическая деятельность действительно может считаться образцом для коллег.

Чтобы узнать мнение родительской общественности на родительских собраниях проводится процедура по выявлению рейтинга педагога. Родителям предлагается анкета «Профессиональные и личные качества учителя», результаты оцениваются по пяти бальной шкале. Вот некоторые из вопросов:

    Проявляет ли учитель доброжелательное отношение к вашему ребёнку?

    Замечает и оперативно разрешает возникшие конфликты и проблемы?

    Умеет вызвать интерес к своему предмету?

    Разъясняет вопросы педагогики и психологии родителям?

Результат анкетирования помогает определить рейтинг учителя среди родителей.

Во время проведения классных часов проводится анкета «Учитель глазами учеников». Детям предлагают вопросы:

    Располагает ли к себе учитель манерой поведения и внешним видом?

    Соблюдает ли логику изложения учебного материала?

    Внимательно и тактично относится учитель к ученикам?

Эти и другие вопросы позволяют увидеть рейтинг учителя среди его учеников. Мы считаем, что на профессиональные конкурсы необходимо выдвигать те кандидатуры учителей, которые имеет высокий положительный рейтинг у учеников.

В нашей школе каждый педагог имеет свой методический портфолио. Критерии и показатели оценки результатов профессиональной деятельности педагога соответствуют критериям отбора учителей на профессиональные конкурсы, например, «Лучший учитель». С внедрением портфолио рейтинговый уровень наших педагогов значительно вырос. Молодые учителя могут сами оценить свой рейтинг и стремиться повышать свой профессиональный уровень. Опытные учителя тоже пополняют свою методическую «копилку» новыми достижениями и победами учеников. Это своего рода азарт в хорошем понимании этого слова.

Анализ оценивания результатов методического портфолио позволяет методическому совету, да и самим педагогам принять решение об участии в профессиональных конкурсах.

Методический совет предлагает кандидатуру для участия в конкурсе, а управляющий совет утверждает, используя весь анализ работы коллег.

Профессиональные конкурсы помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку.

Думаю, что выдвигать кандидатуру на конкурс «Лучший учитель» со стажем менее 10 лет нецелесообразно. За такой маленький промежуток педагогической деятельности ещё рано говорить о звании «лучший». Для молодых учителей есть другие интересные профессиональные конкурсы, в которых можно проявить себя творческим педагогом.

После выдвижения кандидатуры для участия в конкурсе учителю надо дать разумный срок для ознакомления с положением о конкурсе, оформлению материалов, проведению мероприятий, подведению итогов. Не следует забывать, что учитель, участвующий в профессиональных конкурсах, не освобождается от своей основной работы – проведения уроков на достойном уровне. Если времени на подготовку и оформление документации даётся мало, то учитель делает всё в спешке и это влияет на процесс обучения детей. Именно поэтому многие достойные учителя отказываются принимать участие в конкурсах.

Каждый год усовершенствуются критерии оценивания конкурсантов, но есть ещё вопросы. Например, в оценке качества знаний за три года должна прослеживаться положительная динамика. А если у конкурсанта стабильно высокие показатели качества знаний и нет роста на протяжении данного промежутка, то он может потерять балы при оценивании экспертами. Если не пересмотреть этот критерий, то можно подтолкнуть педагогов к подгонке под данное условие от занижения отметок до повышения.

Хотелось бы, чтобы при оценивании побед учащихся в очных олимпиадах балы были значительно выше, чем победы в дистанционных олимпиадах, так как эти победы несопоставимы по трудоёмкости, подготовке и уровню сложности.

Это касается и печатных работ педагогов. Одно дело опубликовать методическое пособие в известном издании или открытый урок без рецензии в электронном издании.

Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями.

Конкурс «Учитель года» стал традицией. Это соревнование, для которого характерно напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников. В этом массовом мероприятии участвуют не только педагогические коллективы, но и нередко дети, их родители. Как приятно видеть поддержку педагога со стороны детей и родителей! Здесь необходимо стремиться, чтобы дети, родители, педагогический коллектив, район могли гордиться учителем. Конечно, условие, когда участник конкурса должен провести урок в чужой школе и с незнакомым классом – это стресс для педагога. Так ли он необходим, чтобы разобраться в профессиональной компетенции учителя?

Участие в конкурсе требует от педагога смелости и профессиональных умений. И большое влияние на это оказывает предыдущий накопленный опыт педагога участия в подобных мероприятиях, наличие методической и административной поддержки для подготовки к конкурсу, оформлению заявки.

Надежда Сидорова
Надо ли участвовать в конкурсах педагогического мастерства

Конкурс , Конкурс , Конкурс…

Конкурс педагогического мастерства . Нужен ли он? В чем его значимость? Участвовать в конкурсе не каждый может и хочет. Возможно - из – за своей неуверенности, скромности. Заставить учителя участвовать в конкурсе нельзя . Но направить нужно. Увидеть изюминку творческого мастерства учителя , указать на положительные и отрицательные стороны в его педагогической деятельности , но указать с советом, как сделать лучше, исправить неверные методические приемы, в этом заключается роль руководителя, дающего рекомендации учителю для участия в конкурсе педагогического мастерства .

Мастерство учителя должно постоянно «шлифоваться» . Не надо бояться пробовать . Надо всегда учиться на своих опробованных материалах. Чужой материал не всегда приемлем. Поэтому, считаю, что участвовать в конкурсах нужно . Конкурс – это педагогическая мастерская , где деловыми инструментами являются знания и умения, методы и приемы, которыми учитель владеет в совершенстве. В этом и заключается значимость конкурса , что он растит учителя, дает ему возможность показать себя, а главное увидеть других.

Большая ответственность возлагается на членов жюри конкурса . Вот где проверяется их компетентность на знания методик, основ педагоги и психологии . Конкурс учит их анализировать, сравнивать, учит видеть главное и отличать от второстепенного, а также дает возможность для своего роста в педагогическом и методическом плане.

Актуальность и оригинальность представленной разработки на конкурс . Что это означает? Во – первых, материал должен соответствовать времени, аудитории, выбранной теме. Во – вторых, во всем должна быть красота, оригинальность, творческая составляющая. Учитель, выбравший тему, которую он хочет раскрыть на уроке, должен владеть материалом в совершенстве. Должен сам вжиться в эту тему, во весь материал урока. Он должен быть компетентен в постановке целей и задач. Логическое начало должно иметь логическое завершение. Конспект урока для учителя должен быть раскрытым, полным, развернутым. Но читать его на уроке по листочку не должен. На то он и конкурсный ! Тут должно быть целое театральное представление, где каждый играет свою определенную роль.

В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) меняется многое, и в первую очередь, методы и приемы подачи учебного материала на уроке. Учитель должен преподнести материал так, чтобы с первой минуты дети заинтересовались, увидели сами взаимосвязь слов учителя. И тогда они сами сформулируют тему урока. Рост их заинтересованности, их желания к познанию, к постижению нового будет увеличиваться.

Существует множество методик, методов и приемов изложения нового материала. Никто не отменял старого, но навязывать новое, тоже не надо . Надо пробовать новое , не бояться ошибок, но стараться их не допускать.

Чтобы материал был интересным, он должен быть насыщенным интересной, нужной, важной, своевременной информацией. Почему учитель читает по бумажке? Плохая память? Или не надеется на себя? Вот где нужны просто опорные слова. Если учитель, да и не только, каждый из нас, знает то, о чем он хочет сказать, ему не нужно читать, вести урок по бумажке. Но план урока нужен, он не отменяется. План урока, действия учителя и учащихся закладываются в технологической карте (по ФГОС) . При планировании урока учитель проигрывает его заранее. Мастерство учителя в том и заключается, что он должен быть мастером , который мог научить чему – то, и научить красиво.

Почему иногда достаточно одного слова, чтобы восстановить все событие? Почему, что – то запоминается легко и быстро?

Когда при объяснении учитель настроит детей на свою «волну» , организует учебную деятельность так, что каждый ученик виден, вовлечен в учебный процесс, тогда повышается мотивация деятельности детей, повышается интерес, растет желание знать больше.

Эффективность применения в учебном процессе. В чем она заключается?

Во – первых, для детей должна быть постоянная новизна, практическая значимость. Взаимосвязь теории с практикой. Постоянно на уроке живет вопрос : «А где это может пригодиться?» . И если учитель на любой вопрос ребенка сможет дать ответ и направление на более высокий уровень, вот тогда можно говорить об эффективности урока. Говорить о том, что тема была раскрыта полностью, да пусть не совсем полностью, пусть не все открыты двери к познанию, но, главное, пробудилось у ребенка тяга к познанию, к постоянному изучению нового.

Что первично, теоретический материал или презентация? По моему мнению, теоретический материал первичен, он играет доминирующую роль. Современные ИКТ – технологии украшают учебный материал, учат выделять главное, схематически представлять его в виде таблиц, графиков, высказываний, фотографий, различных картинок, взятых из интернета, или созданных самостоятельно. Имея тот и другой вариант, повышаются пути подачи материала учителем детям, или просто выступающим перед какой – то аудиторией.

Не менее важно, побороть свое волнение души при выступлении на конкурсе . Душевный настрой очень важен в данный момент.

И самое главное, учитель сам постоянно учится. Нет таких людей, которые все знают, в каких – то вопросах человек бывает некомпетентен, но надо уметь это признать , уметь признать с честью, с большим стремлением познать новое, незнакомое и постичь радость от узнанного.

Шагать по жизни в высоту,

Вновь постигая новое.

Повысить планочку, поймать свою мечту.

По – моему, вот это главное!

2016 – 2017 учебный год был плодотворным на участие педагогов района в конкурсах профессионального мастерства различного уровня . Очный ли конкурс или заочный (дистанционный, он требует от учителя многого :

Знания своего предмета;

Знания методик преподавания;

Владения различными технологиями;

Постоянного творческого поиска, нежелания стоять на одном месте.

Конкурс показывает внутренний стержень учителя, учит постигать педагогические высоты . Участвовать в конкурсе не только из – за материальных соображений, но и из – за умственных стремлений к творчеству, становясь при этом маяком для подрастающего поколения, являясь при этом продолжателем всего того лучшего, чего достигло поколение старших, являющихся для молодых наставниками – это главное.