Особенности розничного рынка электрической энергии россии. Что такое розничный рынок электроэнергии Оптовый рынок электроэнергии

Розничный рынок электроэнергии - это сфера продажи электроэнергии конечным потребителям вне оптового рынка. Практически все объемы электроэнергии, продаваемые на розничном рынке, приобретаются на оптовом рынке, за исключением небольшой доли, производимой на электростанциях, не являющихся участниками оптового рынка. Однако в Российской Федерации есть территории, где существует только розничный рынок - это так называемые технологически изолированные системы: Камчатка, Магадан, Сахалин, Западная и Центральная Якутия, Чукотка, Таймыр.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «О правилах функционирования розничных рынков» с 1 сентября 2006 г. вводится новый розничный рынок и начинается его либерализация (рис. 1):

возникновение статуса гарантирующего поставщика (ГП). ФСТ ведет реестр ГП;

сбытовая надбавка ГП - самостоятельная регулируемая величина;

новые правила ценообразования (трансляция нерегулируемых оптовых цен в розничный рынок): только для ценовых зон, в неценовых зонах - все по тарифу;

закрепление новых условий взаимодействия потребителей с ГП, в т.ч. почасовой учет электроэнергии крупными потребителями, соблюдение договорных величин потребления, порядок ограничения режима потребления электроэнергии;

усиление роли органов власти субъектов РФ в деятельности ГП

Рис.1. Параллельная либерализация оптового и розничного рынков с 1 сентября 2006 года

Субъектами розничного рынка являются:

потребители электрической энергии, в том числе исполнители коммунальных услуг;

энергосбытовые организации;

гарантирующий поставщик;

сетевые организации и иные владельцы объектов сетевого хозяйства, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;

производители электрической энергии, не соответствующие правилам оптового рынка, или иные лица, обладающие правом распоряжения электрической энергии;

системный оператор и иные субъекты ОДУ.

Центральным субъектом розничного рынка становится гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенном в границах его зоны деятельности. Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, т.е., если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, то договор не будет заключен и обязать таких продавцов к заключению договора будет нельзя.

Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.

Гарантирующий поставщик - это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности:

По срокам проведения первых очередных конкурсов:

первый очередной конкурс на статус ГП проводится не ранее 2010 г. и не позднее 2012;

победитель первого и каждого следующего очередного конкурса приступает к исполнению функций ГП с 1 января года, следующего за годом, в который проведен конкурс;

Относительно конечных сроков выхода ГП 2-го уровня на оптовый рынок:

ГП 2-го уровня должны выйти на ОРЭ и начать покупку электроэнергии (мощности) на ОРЭ в качестве полного участника;

если ГП 2-го уровня не выполняет требование, то лишается статуса ГП и его зона деятельности включается в зону деятельности ГП 1-го уровня;

Относительно оснований для изменения зон деятельности до первого конкурса:

изменение только по итогам очередного конкурса, если соблюдены требования (условия) и выявлен победитель на новые зоны;

до первого очередного конкурса только в 2 случаях: при включении зоны деятельности ГП 2-го уровня в зону деятельности ГП 1-го уровня, при наличии согласия всех ГП, которых касается такое решение.

Правила определяют порядок назначения и смены гарантирующих поставщиков. Гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с даты введения в действие Правил розничного рынка назначены:

неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;

оптовые потребители-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, которые на дату вступления в силу Постановления Правительства РФ осуществляют снабжение электрической энергией населения и финансируемых из бюджета потребителей в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;

энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО "Российские железные дороги";

хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (так называемые "острова" - типичный пример - предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией).

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Правила предусматривают одно из ключевых обязательств организаций, назначенных гарантирующими поставщиками - разделение сбытовой и сетевой деятельности. Таким образом, все оптовые потребители-перепродавцы, получившие функции гарантирующих поставщиков, должны пройти процедуру разделения по видам деятельности.

Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы, победитель конкурса либо территориальная сетевая организация - если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:

в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).

на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.

Таким образом, от них требуется только заключение необходимых для участия в торговле на оптовом рынке договоров и получение балансового решения ФСТ России, а все технические мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.

Функции гарантирующего поставщика могут быть временно (на период до 6 месяцев) переданы сетевой организации в следующих случаях:

если действующий гарантирующий поставщик лишается лицензии на право продажи электрической энергии гражданам;

если в отношении него приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке;

если он заявляет о своей ликвидации;

если в отношении него запущены процедуры банкротства;

а также в случае, если он нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по передаче на розничном рынке, либо если финансовые показатели его деятельности нарушают контрольные значения, установленных приложением к Правилам.

В случае ухудшения финансового состояния действующего гарантирующего поставщика, невыполнения гарантирующим поставщиком принятых на себя обязательств, а также при его добровольном отказе от выполнения функций предусмотрено проведение внеочередного конкурса.

Процедура смены гарантирующего поставщика является публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика должна быть опубликована в местных печатных издания, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию (в том числе, в отделениях Сбербанка России и Почты России), а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах энергосбытовых компаний, отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

При смене гарантирующего поставщика потребителям - юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком, а потребителям-гражданам нужно будет только начать платить новому гарантирующему поставщику.

Правила определяют и другие особенности функционирования энергосбытовых организаций, порядок действия энергосбытовой организации и потребителей, направленный на предупреждение случаев, когда могут возникать недобросовестные энергосбытовые организации, предлагающие потребителям продажу электрической энергии в отсутствие договоров, обеспечивающих приобретение этой электрической энергии на оптовом или розничном рынке.

На территории Ивановской области статус ГП имеют:

ООО «Энергосетевая компания»,

МУП «Энергосбыт»,

ОАО «Ивэнергосбыт».

Ценообразование

В настоящий момент предполагается, что в первые три года функционирования целевой модели в области государственного регулирования ценообразования на розничных рынках будет находиться продажа электрической энергии населению в объемах социальной нормы потребления.

Также регулированию будет подлежать плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Кроме того, Правительство Российской Федерации будет определять группы потребителей электрической энергии, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком.

Формирование целевой модели розничных рынков будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности субъектов розничного сегмента, созданию экономических стимулов к энергосбережению.

Основной особенностью новой системы ценообразования на розничном рынке является синхронизация с процессом либерализации цен на оптовом рынке. Это предполагает поставку части объемов по регулируемой цене, а части - по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке электрической энергии в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.

Для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам.

Рыночная цена формируется как сумма конкурентной цены оптового рынка электроэнергии с учетом мощности и стоимости регулируемых услуг, тарифы на которые устанавливаются и будут устанавливаться органами государственной власти (табл.1). Определить стоимость регулируемых услуг можно как разность конечного тарифа, установленного для вашей группы потребителей, и стоимости электроэнергии (мощности), учтенной в тарифах.

Таблица 1. Формирование розничной цены на электроэнергию для конечных потребителей

Инфраструктура

Розничный рынок

Предельный уровень нерегулируемых цен определяется по специальной, зафиксированной в Правилах формуле на основании ежемесячно публикуемой НП "АТС" информации о средней стоимости единицы электрической энергии (1 кВт.ч), сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, инфраструктурные услуги, а также сбытовой надбавки.

Это позволит стимулировать гарантирующего поставщика к минимизации своих расходов по покупке электрической энергии на оптовом рынке и в тоже время защитит потребителей электрической энергии от неосторожной ценовой политики.

Энергосбытовые организации, которые не осуществляют поставку электроэнергию населению, вправе поставлять электрическую энергию по договорным ценам. При этом следует учитывать, что для потребителей электрической энергии, заключающих договоры с такими энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой ими цены - стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

Модели расчетов между потребителями и сетевыми организациями

На выбор модели розничного рынка определяющее влияние оказывает модель функционирования оптового рынка. Либерализация оптового рынка обязательно должна сопровождаться либерализацией розничного рынка, в то время как при сохранении монопольного оптового рынка конкуренция на розничном рынке будет весьма неполноценна.

Розничный рынок может функционировать по одной из двух моделей:

монопольной - на определённой территории работает только один продавец электроэнергии конечным потребителям;

конкурентной - на определённой территории работает несколько конкурирующих между собой продавцов и (или) поставщиков электроэнергии конечным потребителям.

Модель монопольного розничного рынка основана на совмещении в рамках одной вертикально интегрированной компании деятельности по передаче электрической энергии и её продаже, возможно также производство в рамках одной компании. На этом же основан и публичный характер отношений в монопольных рынках электрической энергии - потребитель всегда вправе потребовать заключения договора энергоснабжения от той организации, к чьим электрическим сетям присоединено его энергопринимающее оборудование. Такая организация, совмещающая виды деятельности по покупке, продаже и передаче электроэнергии, называется энергоснабжающей организацией.

К недостаткам деятельности энергоснабжающей организации можно отнести:

непрозрачность деятельности - сама экономическая модель функционирования стимулирует завышение издержек;

установление тарифов, как правило, с учётом перекрёстного субсидирования из-за совмещения видов деятельности и непрозрачности расходной базы;

высокое сопротивление внедрению конкурентных отношений.

В условиях либерализации оптового рынка основными предпосылками возникновения конкурентного розничного рынка являются:

необходимость - не все покупатели могут выйти на оптовый рынок;

экономическая (коммерческая) целесообразность - снижение ценового риска для конечных покупателей путём диверсификации риска (диверсифицированный портфель заказов) и более профессиональной «игры» на оптовом рынке посредников-сбытовиков, включая заключение финансовых договоров (фьючерсов, форвардов и др.).

Модель конкурентного розничного рынка предполагает, что на определённой территории будут работать как минимум несколько энергосбытовых компаний, предоставляющих конечному потребителю выбор, у какой из них покупать электроэнергию, и таким образом конкурирующих между собой.

Внедрение конкурентной модели розничного рынка требует выполнения следующих условий:

равного доступа конкурирующих энергосбытовых компаний к покупке электроэнергии на оптовом рынке;

необходимости разделения конкурентной сбытовой и дистрибьюторской деятельности;

отсутствия регулирования цен на электроэнергию, продаваемую потребителям конкурентными энергосбытовыми компаниями;

оснащения потребителей, которых обслуживают конкурентные сбытовые компании, сертифицированными приборами коммерческого учёта потребляемой ими электроэнергии;

наличия эффективной системы государственного регулирования монопольных, включая локальные монополии, и естественно-монопольных видов деятельности на оптовом и розничном рынках, включая предоставление сетевых услуг и диспетчерское управление.

Целевые модели

рынок электроэнергия цена

Характерные черты целевых моделей (рис.2):

право выбора конечными потребителями любой сбытовой компании, у которой он будет покупать электроэнергию по свободным, нерегулируемым ценам;

наличие специального института гарантирующих поставщиков, обязанных заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем;

нерегулируемые цены, свободно устанавливаемые всеми, кроме гарантирующего поставщика; цена гарантирующего поставщика не может превышать нерегулируемые цены оптового рынка более чем на величину его сбытовой надбавки и стоимость прочих регулируемых услуг, обеспечивающих процесс поставки - услуг по передаче в первую очередь.

Рис.2. Целевая модель розничного рынка

Единый (котловой) тариф

Единый (котловой) тариф означает: для всех потребителей услуг по передаче на одном уровне напряжения (с учётом групп) устанавливается равный тариф на передачу независимо оттого, к сетям какой организации они присоединены.

Предпосылки перехода на новую модель формирования сетевых тарифов:

появление на территории региона нескольких гарантирующих поставщиков и сбытовых компаний, готовых к началу 2008 г. стать субъектами ОРЭМ;

активизации конкурентной борьбы между гарантирующими поставщиками и сбытовыми компаниями;

изменения в законодательстве.

Необходимые условия для реализации единого (котлового) тарифа ни передачу электрической энергии:

принятие единых тарифов на передачу электрической энергии с учётом НВВ всех сетей региона;

утверждение не только тарифов на передачу электрической энергии для потребителей, но и тарифов взаиморасчётов между сетевыми организациями;

заключение договоров на передачу электрической энергии между смежными сетевыми компаниями.

Ожидаемый результат от перехода на новую модель формирования сетевых тарифов:

укрепление электросетевого комплекса страны, дальнейшее развитие рынка электроэнергии среди сбытовых и распределительных энергокомпаний;

координация программы развития сетей и ликвидация перекрестного субсидирования в энергетике, обеспечение экономической эффективности и для энергокомпаний, и для конечных потребителей в условиях либерализованного рынка электроэнергии;

прозрачность процесса: каждый потребитель будет оплачивать тариф за генерацию энергии, тариф за её транспортировку через электросети (в зависимости лишь от класса напряжения), а также тариф за услуги сбытовой компании (сбытовая надбавка);

создание равных условий для деятельности сбытовых компании и равных условий для потребителей вне зависимости от того, к каким сетям и в какой последовательности они присоединены.

Основные проблемы при реализации единых (котловых) тарифов и пути их решения представлены на схеме (рис. 3).

Рис. 3. Проблемы при реализации единых (котловых) тарифов

Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел снизу»

Потребители (сбытовые компании и гарантирующие поставщики от их лица) оплачивают по единым «котловым» тарифам услуги тех сетевых организаций, к сетям которых присоединены их энергопринимающие устройства. В свою очередь, нижестоящие организации оплачивают по «цепочке вверх» услуги вышестоящих сетевых компаний, т.е. МУП платит РСК, а РСК- ОАО «ФСК ЕЭС» (рис.4).

Рис 4. Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел снизу»

Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел сверху»

Платежи потребителей (ЭСК, ГП) за оказанные им услуги по передаче электроэнергии поступают только в одну вышестоящую организацию (РСК). После чего данная системообразующая сетевая организация расплачивается с нижестоящими сетевыми организациями, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей (рис. 5, табл. 2).

Рис.5. Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел сверху»

Таблица 2. Преимущества и недостатки моделей

Модель «котёл сверху»

Модель «котёл снизу»

Более сложная договорная конструкция для РСК. Для ТСО не меняется

Несколько проще договорная конструкция для РСК

Один центр ответственности за расчёты по услугам на передачу

Центра ответственности нет

Прозрачнее расчёты и проще контроль за их осуществлением

Сложность отслеживания дисциплины платежей

Сложности контроля полезного отпуска в сетях ТСО со стороны РСК

Несоответствие полезного отпуска производственной программы и доходной части бизнес-плана на величину потерь

Полезный отпуск по производственной программе соответствует доходной части бизнес-плана

Прозрачность балансов электрической энергии всех ТСО

Кроме отпуска в сети ТСО РСК «не видит» ничего

Минимальные риски выполнения обязательств перед ФСК

Существенные риски выполнения обязательств перед ФСК

Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии

В настоящее время предполагается, что в первые три года функционирования целевой модели (рис.6) в области государственного регулирования ценообразования на розничных рынках будет находиться продажа электрической энергии населению в объемах социальной нормы потребления.

Рис. 6. Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии

В свободной конечной цене электроэнергии регулируемыми останутся:

стоимость услуг гарантирующего поставщика (сбытовая надбавка);

стоимость услуг сетевых организаций;

тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);

цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности.

Регулированию подлежит и плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Кроме того, правительство Российской Федерации будет определять группы потребителей электрической энергии, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком.

Конечная цена поставки электрической энергии потребителям будет задаваться условиями договоров энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) и будет учитывать колебания цены на электроэнергию на оптовом рынке.

Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 22.06.2019) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")

  • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии
    • III. Правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках
    • IV. Порядок осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность), в том числе при продаже по нерегулируемым ценам
    • V. Порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и структура нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)
    • VI. Особенности функционирования розничных рынков в отдельных частях ценовых зон оптового рынка
    • VII. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии на территориях неценовых зон оптового рынка
    • VIII. Основные положения функционирования розничных рынков в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами
    • IX. Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках
    • X. Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках
    • XI. Порядок присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика, определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков
    • XII. Порядок определения регулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением населения и приравненных к нему категорий
    • XIII. Порядок определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядок предоставления указанного обеспечения
    • Приложение N 1. Показатели финансового состояния гарантирующего поставщика
      • Таблица 1. Показатели финансового состояния гарантирующего поставщика
      • Таблица 2. Промежуточные показатели финансового состояния гарантирующего поставщика
    • Приложение N 2. Формы предоставления информации о потребителях электрической энергии (мощности)
      • Таблица 1. Информация о потребителях электрической энергии - физических лицах
      • Таблица 2. Информация о потребителях электрической энергии - юридических лицах
    • Приложение N 2(1). Форма публикации значений конечных регулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и составляющих конечных регулируемых цен на электрическую энергию (мощность)
      • I. Первая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период)
      • II. Вторая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода)
      • III. Третья ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении)
      • IV. Четвертая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении)
      • V. Пятая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении)
      • VI. Шестая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении)
    • Приложение N 3. Расчетные способы учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии

Розничный рынок электроэнергии - это сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием ее потребителей.
В результате реформы у потребителя розничного рынка электроэнергии появилась возможность покупать электроэнергию у разных энергосбытовых организаций по свободным (нерегулируемым ценам). Кроме того, появился целый набор субъектов розничного рынка, а именно: гарантирующие поставщики электрической энергии, независимые энергосбытовые организации (ЭСО), территориальные сетевые организации, и т.д. Появилось многообразие юридических конструкций при организации электроснабжения потребителей: договор по типу электроснабжения, по типу купли-продажи с заключением прямого договора на передачу электроэнергии с сетевой организацией и т.д.
С 1 января 2011 года, в результате окончания процесса либерализации, весь объем потребленной электроэнергии и мощности, потребители, покупают по свободным нерегулируемым ценам. Нерегулируемая цена зависит от результатов торгов на ОРЭМ. Все отклонения (колебания цены) перераспределяются Гарантирующими поставщиками между потребителями. В части населения, электрическая энергия продается по регулируемым ценам - тарифам. Тарифы - регулируемые цены - утверждаются региональными органами исполнительной власти в области регулирования тарифов. ЭСО для своих потребителей приобретает электроэнергию у Гарантирующего поставщика и независимой генерации и вправе продавать по свободным ценам, которые будут устраивать как потребителя, так и саму ЭСО.