ИД это что такое ИД: определение — Психология.НЭС. Теоретический психоанализ


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Оглядываясь назад – в прошлое , можно прийти к смелому, но уверенному выводу, что одним из основоположников её идей является знаменитый австрийский учёный Зигмунд Фрейд – создатель . Можно часто услышать, как именно его называют «отцом» психологии. Изначально, когда Фрейд только начинал изучать феномен человеческой , одной из главенствующих его идей была концепция о неосознаваемых психических процессах. Но по мере работы известный учёный несколько пересмотрел свою концепцию и ввёл в исследование личности три новых термина: Ид , Эго и Супер-Эго . Эти понятия стали центральными в теории психоанализа. И именно им посвящена статья, с которой мы и предлагаем вам ознакомиться – здесь мы рассмотрим вышеназванные три термина в подробностях и разберёмся в том, что означает каждый из них, а также какова их роль в психоанализе.

Ид

Само понятие «Ид» берёт своё начало в латинском языке («ид» означает «оно»). Согласно идеям Фрейда, Ид подразумевает исключительно врождённые, инстинктивные, примитивные аспекты личности человека. Областью его функционирования является бессознательное. Ид находится в тесной взаимосвязи с первичными потребностями, наполняющими поведение человека энергией, такими как сон, принятие пищи, секс и т.д. Ид в психоанализе является чем-то хаотичным, тёмным, не имеющим законов, чисто биологическим, не подчиняющимся никаким правилам. И свою центральную роль в жизни индивида Ид играет на протяжении всего времени, до самой его смерти.

Ид представляет собой исходную структуру человеческой психики и служит первичным принципом всей жизни человека – немедленным выплеском психической энергии, которая производится посредством биологически обусловленных побуждений, среди которых преобладают агрессивные и сексуальные. Этот немедленный выплеск называется принципом удовольствия. И Ид, исходя из этого принципа, выражается в импульсивной манере, где ставит во главу угла самое себя, невзирая ни на какие последствия своих действий для окружающих, и даже не задумываясь о самосохранении. Выражаясь образно, Ид – это слепой правитель, заставляющий подчиняться себе своим авторитетом и властью, но опирающийся для реализации своих замыслов на своих подчинённых.

Зигмундом Фрейдом были описаны два механизма, при помощи которых Ид избавляет личность человека от напряжения – речь идёт о рефлекторных действиях и первичных процессах . Говоря о рефлекторных действиях, можно сказать, что Ид автоматически отвечает на импульсы возбуждения, реагируя таким образом на вызываемое раздражителем напряжение. В качестве примера здесь отлично подойдёт слёзоотделение при попадании в глаз соринки или кашель как реакция на раздражение верхних дыхательных путей. Но здесь следует отметить, что снять уровень напряжения или раздражения рефлекторные действия могут далеко не всегда. Например, ни одно рефлекторное движение не способно накормить голодного ребёнка. И в том случае, если рефлекторное движение не способно эффективно выполнить свою функцию, в силу вступает второй механизм – первичный процесс представления, где Ид составляет психический образ объекта, который был первоначально связан с удовлетворением потребности. Если взять представленный выше пример с голодным ребёнком, то первичный процесс может воссоздать образ бутылочки с молоком или материнской груди. Многие другие примеры первичного процесса, следуя положениям психоанализа, могут быть обнаружены в психозах, галлюцинациях, сновидениях.

Здесь же необходимо сделать небольшую заметку о том, что вообще такое первичные процессы.

Первичными процессами называют иррациональный, нелогичный и даже фантазийный образ представлений человека, который характеризуется неспособностью к подавлению импульсов и различию реального от нереального, истинного себя от «не-себя». Сложности поведения в связи с первичными процессами заключаются в том, что человек не способен отличить актуальный объект, который может удовлетворить его потребность, от его образа. Сравните хотя бы воду и мираж этой воды, вызванный жаждой у человека, что идёт по пустыне. По этой причине родоначальник психоанализа утверждал, что младенец не способен отложить удовлетворение своей привычной потребности. Способность откладывать это удовлетворение впервые проявляется у человека, когда он начинает понимать, что кроме его собственных желаний и потребностей существует ещё и внешний мир. И это знание служит триггером для возникновения второй структуры личности, называемой Эго.

Эго

Термин «Эго» происходит от латинского слова «ego», что означает «я». Эго является компонентом психического аппарата, ответственного за принятие человеком решений. Эго стремится к выражению и удовлетворению желаний Ид, но уже в соответствии с теми ограничениями, которые налагает внешний мир.

Структура и функция Эго произрастают из Ид. Эго происходит и эволюционирует из Ид, а также берёт у него часть энергии для своих потребностей, чтобы отвечать условиям социальной реальности. Так получается, что Эго обеспечивает сохранение и безопасность организма. К примеру, человеку, который хочет есть, необходимо различать образ пищи, имеющийся в представлении, от реального образа пищи. Другими словами, человеку нужно уметь доставать пищу и потреблять её до того, как напряжение снизится. Данное стремление побуждает человека к обучению, размышлениям, рассуждениям, восприятию, принятию решений, запоминанию и т.п. Следует вывод, что Эго используются перцептивные и когнитивные процессы в его стремлении к удовлетворению потребностей и желаний Ид. Однако если природа Ид находит выражение в поиске удовольствия, то природа Эго подчинена принципу реальности, целью которого является сохранить целостность организма через отсрочку удовлетворения инстинктов до тех пор, пока не будет найдена возможность разрядки и снятия напряжения наиболее подходящим способом или пока внешняя среда не будет отвечать соответствующим требованиям.

Супер-Эго

Разговор о Супер-Эго должно начать с того, что для эффективного функционирования в социуме человеку необходимо обладать системой ценностей, этики и норм, которые буду совместимы с системой, принятой в окружающем его обществе. И всё это может быть приобретено в процессе социализации – если выражаться в терминологии психоанализа, то это происходит благодаря формированию Супер-Эго, что также происходит от латинского языка, в котором «super» означает «сверх», а «ego», как и говорилось – «я».

Супер-Эго является последним компонентом развивающейся личности. По мнению Зигмунда Фрейда, в только что родившемся организме Супер-Эго ещё нет. Оно обретается ребёнком в процессе его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, оказывающими на личность формирующее воздействие. В качестве морально-этической силы, Супер-Эго представляет собой следствие долговременной зависимости ребёнка от родителей и проявляется с того момента, когда ребёнок начинает отличать, что такое хорошо и что такое плохо.

Помимо всего прочего, Зигмунд Фрейд разделил Супер-Эго на две отдельные подсистемы – это Совесть и Эго-идеал . Совесть приобретается через родительские наказания и связана с тем, что считается «непослушным поведением», т.е. с тем, за что ребёнка ставят в угол и т.п. В совесть входит возникновение чувства вины, наличие моральных запретов и способность к критической самооценке. А поощрительным аспектом Супер-Эго является Эго-идеал, формирующееся из одобрений и высоких оценок значимых людей. Эго-идеал обуславливает наличие таких чувств как гордость или самоуважение.

Супер-Эго можно считать сформированным окончательно только тогда, когда контроль родителей уступает место самоконтролю. Супер-Эго стремится к тому, чтобы окончательно затормозить проявления всех социально осуждаемых импульсов, исходящих от Ид, и направляет человека к совершенству в мыслях, словах и действиях, убеждая Эго в том, что идеалистические цели преобладают над реалистичными.

Таковы роли и значение Ид, Эго и Супер-Эго в психоанализе Фрейда. Заключая, можно лишь сказать, что всю сознательную жизнь человека Эго ищет компромиссные решения, которые могут удовлетворить находящиеся в постоянной конфронтации друг с другом Ид и Супер-Эго.

Как обобщение своей терапевтической практики Фрейд предложил теоретическую модель структуры личности человека. В соответствии с этой моделью структура личности включает три части: "Ид", "Эго" и "Суперэго". Тесно взаимодействуя друг с другом, каждая из частей выявляет свои специфические функции.

"Ид" - первоначальная, основная, центральная и наиболее архаичная часть личности. "Ид" содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено конституцией, инстинктивное. "Ид" - наша биологическая сущность, то, в чем мы не отличаемся от животных. Оно служит источником психической энергии, оно руководствуется принципом удовольствия и оно, вместе с тем, бессознательно. Однако безоглядная тяга к удовольствию, не учитывающая реальных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе онтогенеза у человека сформировалось "Эго" как сознательное начало, действующее на основании принципа реальности и выполняющее функцию посредника между иррациональными стремлениями "Ид" и требованиями общества, воплощенными в "Суперэго".

Итак, сознательная жизнь протекает в "Эго" посредством активной деятельности. "Эго" способно перестроить этот мир себе на пользу, оно развивается из "Ид" и, в отличие от последнего, находится в контакте с внешним миром. Фрейд сравнивал отношения "Эго" и "Ид" с отношениями между всадником и лошадью. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть, но движется он только благодаря движению лошади. Находясь между властными побуждениями "Ид" и ограничениями "Суперэго", "Эго" стремится выполнить свою охранительную задачу, восстановить гармонию между различными силами и влияниями, действующими на человека извне и изнутри. Можно сказать, что если "Ид" реагирует на потребности, то "Эго" - на возможности. Между "Эго" и "Ид" может возникнуть отношение напряженности, поскольку "Эго" должно сдерживать требование "Ид" в соответствии с установками общества. Эта напряженность субъективно переживается как состояние тревоги, беспокойства, вины.



"Суперэго" - это своеобразная моральная цензура. Содержанием этой системы являются нормы и запреты, принятые личностью. "Суперэго" - уровень, представляющий в психике социальные нормы и правила поведения, уровень должного. Он складывается из запретов, выработанных в совместной жизни людей, и ограничений, налагаемых на способы удовлетворения биологических потребностей. Фрейд указывает на три основные функции "Суперэго", три проявления его сути - совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

В большой мере функционирование "Суперэго" зависит от того, какие ценности являются общепринятыми в данном обществе, каковы нормы социума. Нормы эти, как правило, осознаются еще в детстве и, доведенные до автоматизма, превращаются в стереотип поведения. Конечно, при определенных условиях они могут стать снова предметом особого внимания. Случается это тогда, когда возникает нестереотипная ситуация. Однако, не будучи приспособленным для решения задач такого рода, "Суперэго" посылает информационный импульс на часть личности "Эго".

Таким образом, по Фрейду, в области сознания функционируют две части личности: "Эго" и "Суперэго", а в области бессознательного - "Ид". Однако Фрейд указывал на то, что в области бессознательного также могут наблюдаться социальные ограничители, такие, например, как бессознательное чувство вины. По-видимому, к этой же области функционирования бессознательного можно отнести и то, что Юнг называет "коллективным бессознательным".

По Юнгу, "коллективное бессознательное" - это то, что накоплено всем человечеством, что передается из поколения в поколение. При рождении ребенка его психика не является чистой грифельной доской, а содержит в себе определенные структуры - архетипы. Архетип - это форма без собственного содержания, отпечаток ступни в окаменевшей породе, то, что организует и направляет психический процесс. Архетип можно сравнить с сухим руслом реки, в котором определен рельеф, но рекой ему суждено быть лишь тогда, когда потечет вода (психические процессы). Архетипы проявляют себя в виде символов (крест), в мифах, традициях, а также представлениях о Боге даже у самых примитивных племен с низким социальным развитием. Следуя принятой выше терминологии, естественно назвать эту функцию "Суперид".

Резюмируя вышесказанное, структуру личности можно изобразить такой схемой:

Юнг мыслил отношение бессознательного к сознательному как компенсаторное. Это проявляется, в частности, в том, что у экстравертированного типа всегда есть искушение пожертвовать собой в пользу объекта; ассимилировать себя с объектом. Тогда, для дополнения, установка бессознательного имеет свойство интровертированного характера. Она концентрирует энергию на субъективном моменте, то есть на всех потребностях и побуждениях, которые подавлены или вытеснены слишком экстравертированной сознательной установкой. Слишком экстравертированная установка может в такой степени не считаться с субъектом, что последний приносится в жертву внешним обстоятельствам. Это может кончиться "бунтом" бессознательного в виде грубого эгоизма, который в итоге способен парализовать сознательное действие. Выдающееся свойство бессознательных тенденций заключается в том, что именно по мере того, как они лишаются своей энергии сознательным непризнанием, они могут принять разрушительный характер как только компенсация нарушится. У экстравертов поэтому часто наблюдаются истерические" неврозы. Если установка бессознательного компенсирует установку сознания, человек находится в психическом равновесии.

Такой же подход правомерен и для интровертов. Для компенсации субъективной установки в сознании подсознание настраивается на восприятие объективного мира. Это проявляется в том, что объект и объективное данное оказывают на человека чрезвычайно сильное влияние, которое тем более непреодолимо, что оно овладевает индивидуумом бессознательно и благодаря этому навязывается сознанию без всякого противодействия. Вследствие сознательного стремления к независимости от объекта в бессознательном возникает компенсаторное отношение к объекту, которое проявляется как необходимая и непреодолимая связь с объектом. Чем больше сознательная личность старается обеспечить себе всяческую свободу, независимость от обязанности, тем более попадает она в рабство объективного данного. Свобода духа, к примеру, может быть привязана на цепь постыдной финансовой зависимости (Бальзак прятался от своих кредиторов). Независимость поступков интроверта время от времени отступает перед влиянием общественного мнения. Против воли субъекта, объект постоянно напоминает о себе, преследует его. Именно из страха перед объектом развивается своеобразная трусость интровертов перед публичными выступлениями, боязнь высказать свое мнение.

Интроверт сильно боится попасть под влияние других людей. Ему всегда необходима огромная внутренняя работа, чтобы уметь себя сдерживать. Типичная форма невроза - психастения, болезнь, которая характеризуется, с одной стороны, большой чувствительностью, а, с другой, - истощаемостью и хроническим утомлением.

МОДЕЛЬ "А"

Во избежание недоразумений, мы считаем необходимым предпослать этой главе небольшую преамбулу.

Дело в том, что именно здесь мы вступаем в опасную область предположений, догадок и не до конца подтвержденных гипотез. Большая часть этого материала - скорее стартовая площадка для дальнейших исследований, ориентир для движения вперед, но вряд ли он может служить надежной теоретической базой. Цель же при создании модели "А" была и смелой, и всеобъемлющей: представить себе взаимодействие всех восьми психических функций и, кроме того, охватить все известные нам области человеческого сознания, представив это в виде единой формулы-схемы. Любого психолога-практика, очевидно, способна смутить сама постановка такой задачи. Но какой бы безумной ни казалась идея, - давайте будем терпеливы и внимательно изучим ее возможности.

В модели Юнга (модель "Ю") в характеристике каждого типа использованы четыре из 8 функций. Однако человек не может обойтись без остальных четырех. Другое дело, что они не в той же степени проявляют себя и не так четко могут быть осознаны. Поэтому, естественно, самая полная модель должна включать все 8 психических функций. Такая модель была построена Аушрой Аугустинавичуте и в честь создательницы получила название модель "А".

Не станем следовать за автором в поисках путей ее построения. Модель "А" - скорее результат интуитивной догадки, чем нечто, логически доказуемое. Аналогично тому, как это было сделано при рассмотрении модели "Ю", приведем сразу готовый результат - следствие наблюдения за конкретными людьми в самых различных ситуациях. Нам достаточно выбрать модель, соответствующую только одному из 16-ти типов, например, Дон Кихоту. Для сравнения приводим оба варианта моделей.

Модель Ю Модель А
1 сознание 1 2 Эго
2 4 3 СуперЭго
3 подсознание 6 5 СуперИд
4 7 8 Ид

Модель "А" составлена из двух колец так, как это изображено на рисунке. Верхнему кольцу обычно присваивают названия: сознательное, активное, ментальное; нижнему - бессознательное, пассивное, витальное. Верхнее, активное кольцо включает в себя три уже хорошо знакомых нам из модели "Ю" информационных канала (посмотрите внимательно на их положение в модели "Ю" и найдите их в модели "А"). Четвертый канал модели "Ю" оказался в нижнем кольце модели "А". Пары горизонтально расположенных функций: I ( - ), II ( - ), III ( - ), IV( -- ) мы будем называть горизонтальными блоками. Следовательно, вместо четырех каналов в модели "Ю" мы имеем четыре блока: I, II, III и IV в модели "А".

Роль каждой функции определяется ее местом в модели "А" аналогично тому, как это было в модели "Ю". "Черные" и "белые" функции должны, естественно, чередоваться, иначе восприятие будет сильно асимметричным и вряд ли такой индивид будет жизнеспособен.

во вторую и обменивается ею с другими людьми. Выдаваемая информация строго контролируется - непосредственным реакциям здесь места нет. Индивид говорит и демонстрирует с этого кольца только то, что сознательно он хочет сказать или показать.

Нижнее, "пассивное" кольцо - подсознательно. Разница между сознанием и подсознанием (по мысли Юнга): в первом случае это то, что индивид делает, во втором - то, что с ним происходит. Кольцо сознания также носит название "ментальное", что означает мыслительное, умственное, а кольцо подсознания - "витальное", то есть способствующее жизнедеятельности организма.

Учитывая роль каждого блока модели "А" (об этом речь будет ниже), А. Аугустинавичуте считает уместным сопоставить блоки с определенными ранее понятиями психоанализа: Эго, Суперэго, Суперид, Ид. Это соответствие, по ее мнению, выглядит следующим образом:

I блок - Эго
II блок - Суперэго
III блок - Суперид
IV блок - Ид

СТАТИКА И ДИНАМИКА

В одно из колец всегда входит интуиция времени , а в другое - интуиция возможностей . Поскольку характеризует восприятие процессов, меняющихся во времени, то кольцо с "белой" интуицией - динамическое, а кольцо с "черной" - статическое. Функция кольца статики - отражение статических явлений окружающего мира, функция кольца динамики - отражение динамики окружающего мира.

кольцо статики кольцо динамики
--- ---
| | | |
--- ---

По сути дела - это отражение двух одновременно существующих сторон материальной действительности: динамических и статических процессов. Но один из этих процессов воспринимается сознательно, другой - подсознательно.

Если попросить зрительно-ориентированного субъекта закрыть глаза и вспомнить какое-либо зрительное впечатление, например, берег моря, то (за редкими исключениями) тот, у кого в верхнем, сознательном кольце , "увидит" картину статичной, как на фотографии; тот же, у кого в верхнем, ментальном кольце , "увидит" свою картину движущейся, как в кинофильме.

Все четыре функции каждого кольца связаны энергетическим импульсом, который может иметь два направления. Обозначим их условно "+" (по часовой стрелке) и "-" (против часовой стрелки). Это - два направления перехода информации с одной функции на другую. При этом возможен либо вариант è è è - (назовем это левой ориентацией), либо - è è è (правая ориентация).

Ниже приведена та же модель в более развернутом виде. На первой модели кольцо статики имеет направление "+", а кольцо динамики "-". На второй модели - наоборот: кольцо статики имеет знак "-", а кольцо динамики "+".

Приведенные четыре варианта колец, по ориентации и направлению импульса, исчерпывают все возможности для любого из 16-ти психологических типов:

Теперь в рамках модели "А" рассмотрим взаимодействие дуалов. Модели дуалов в определенном смысле противоположны: то, что у одного расположено в активном, ментальном кольце, у другого находится в пассивном, витальном.

Дон Кихот Дюма
è è ç ç
é + ê ê - é
ç è
ç è
ê - é é + ê
è ç

Направление импульса в каждом кольце задается самой активной функцией: в ментальном кольце он идет от Первого (акцептного) канала ко Второму (творческому) и далее по кругу. В витальном кольце процесс идет как бы в зеркальном отражении. По схеме видно, что как у одного, так и у другого типа оба кольца - левой ориентации, но знаки у колец - разные. Это ведет к максимальной социализации обоих индивидов и к повышению их жизненного тонуса. Стороннему наблюдателю кажется, что такие люди не столько активизируют друг друга, сколько выравнивают линию активности: например, общение экстраверта и интроверта ведет к заметному уравновешиванию активности первого и большей активности и открытости второго, что позволяет последнему лучше ориентироваться в мире. Информация, которую дает второй со своего "активного" кольца динамики на "пассивное" кольцо динамики первого, позволяет ему понять многое из того, что он вряд ли сумел бы понять и оценить самостоятельно.

Действительно, сколько бы мы ни рассматривали упомянутую выше модель, остается неясным, почему "пассивное" кольцо названо в этой модели подсознательным. Психические процессы, скрытые в подсознании, как известно, в обыденной жизни не осознаются. Но трудно себе представить, чтобы четыре из восьми функций, без которых человеческая психика не может обойтись, оставались бы полностью неосознанными. Такое предположение опровергается простейшими примерами. Можно ли считать, что Гамлет и Есенин с в пассивном кольце не осознают отношения к себе? Еще как осознают! Среди физиков-экспериментаторов типа Достоевского нередки, например, такие, которые прекрасно работают руками, собирают установки и делают это совершенно осознанно, несмотря на то, что расположена у них в "витальном" кольце. Среди женщин этого же типа много рукодельниц, создающих своими руками прекрасные вязаные изделия. А работяга-ЭСИ? Многие Драйзеры любят работать руками, тащат на свой огород доски, фанеру, с удовольствием делают парники, выращивают рассаду; женщина-Драйзер постоянно скребет, вылизывает, чистит в своей квартире, держит свой дом в образцовом порядке. Похоже ли это на бессознательное проявление "черной" логики ? А разве умение всё распределить во времени, составить план, прийти вовремя на помощь - не сознательные действия Робеспьера (у которого также в "витальном" кольце)?

Также и среди Габенов и Бальзаков встречаются прекрасные теоретики, которые в этом случае "задействовали" своего пассивного кольца и трудно предположить, что они не осознают, что делают... А как можно представить себе разведчика-Штирлица не анализирующим сознательно сложную ситуацию с помощью своего "витального" кольца? И среди Жуковых, особенно женщин, встречаются такие, кто уделяет много сознательной энергии уюту, комфорту и разве Драйзер не осознает свои ощущения по этой же функции? Наконец, как представить себе Наполеона, Гексли и Достоевского, которые не отдавали бы себе отчета в том, какие эмоции - печальные или радостные - они переживают, несмотря на то, что их разместилась в "витальном" кольце?

Итак, утверждение о якобы неосознанности психических процессов, управляемых функциями "витального" (пассивного) кольца, представляется нам ошибочным. Несомненно, что человек не может не осознавать каждую из восьми своих психических функций, и, стало быть, оба кольца сознательны. Другое дело, что преимущественная "вертность" усиливает одно из колец; сознание больше ориентировано на то кольцо, которое в модели "А" расположено вверху. В жизненной практике это означает, что, например, Штирлиц и Габен, оказавшись теоретиками, скорее проявят интерес к практическому выходу своих исследований; этими интересами будет определяться и сам выбор предмета разработок. А Робеспьер - наоборот, с большим удовольствием займется абстрактной теорией, но при необходимости не откажется и от практического дела, особенно, если оно может дать материал для подтверждения его теорий.

Пойдем далее. В четвертой главе было показано, что направленность на объект (экстраверсия) и на субъект (интроверсия), связана с тем, какое полушарие головного мозга наиболее активно (не вообще, а именно по этому параметру). Экстравертный взгляд на события осуществляется правым полушарием, интровертный - левым. "Вертность" каждого кольца определяется по характеру функции, действующей в самом сильном его канале, и в кольцах она всегда различна: если верхнее экстравертно, то нижнее интровертно и наоборот. Естественно предположить, что каждое кольцо определяется полушарием своей "вертности": соответствующий центр правого полушария "запускает" экстравертное кольцо, а левого - интровертное.

Экстраверсия и интроверсия не являются чем-то абсолютным. Каждый человек, при определенных обстоятельствах, может проявить свойства противоположной "вертности": при необходимости интроверты могут объективно оценить события внешнего мира, а экстраверты - внимательно проанализировать свое отношение к происходящему. Правда, для этого они должны сделать определенное внутреннее усилие, поскольку это противоречит их привычной психической установке. Простейший опыт подтверждает сказанное: человек, которому зрительный образ, увиденный мысленно, представился статичным, может "запустить" его и сделать движущимся или, наоборот, "остановить", если он был в движении, т. е. он может внутренним усилием перейти от "черной" интуиции к "белой" и обратно.

Исходя из только что сказанного, можно предположить, что психические функции нижнего кольца отличаются от тех, что находятся в верхнем лишь тем, что требуют дополнительной энергии для своей реализации, но все они несомненно принадлежат к сфере сознания.

Такой подход придает иной смысл нижнему кольцу модели "А" - оно не "бессознательно", оно лишь содержит то, на что обычно не направлено внимание. Стало быть, если мы именно таким образом подойдем к объяснению модели "А", тогда и любая функция нижнего кольца будет осознана, только слабее выражена. Например, у этического интроверта () может быть сильна и амплитуда испытываемых им эмоций (); волевой сенсорик () вполне может быть заинтересован и в создании комфорта (); тот, кто хорошо видит потенциальные возможности, заложенные в объекте или явлении (), сможет прогнозировать и развитие событий (), а тот, кто способен создавать теории, проводить аналитическое исследование (), может и неплохо организовать свой конкретный практический труд (). Следовательно, относительная сила функций верхнего кольца сохраняется и в нижнем. Например, если сильна в верхнем кольце, то сильна и в нижнем; если сильна , то сильна и . А, скажем, слабая в верхнем кольце соответствует слабой и т. д.

В связи с изложенным следовало бы предложить другие способы обозначения колец. "Сознательное-подсознательное" и "ментальное-витальное" тут явно не подходит. Из существующих определений больше годится "активное-пассивное", но и оно не очень соответствует сути дела. Поэтому ограничимся в дальнейшем нейтральными терминами: "верхнее-нижнее".

Если все восемь психических функций определяют сознание индивида, то как через те же самые функции может быть представлено его подсознание?

Уместно напомнить здесь, что, согласно классическому положению психоанализа, сознание может активно вытеснять "неугодные" ему представления, воспоминания и стремления в ту область психики, которая остается как бы всегда скрытой от понимания и анализа. Эта область, называемая подсознанием, является источником многих неосознанных побуждений и действий. Согласно К. Юнгу, подсознание способно компенсировать некоторые слишком односторонние сознательные установки, а в крайних случаях оно может входить и в конфликт с сознательными стремлениями индивида, толкать его на поступки, противоречащие его интеллектуальным и моральным требованиям. В книге К. Юнга "Психологические типы" приводится пример поведения логического экстраверта, которому свойственно воплощать в жизнь свои идеалы, организуя специальные учреждения: больницы, госпитали, общества по спасению утопающих и т. д. Причем всё это происходит не из любви к ближнему, а из чисто интеллектуальной идеи "справедливости и истины". Но эмоциональная способность, вытесненная в подсознание, тем не менее действует и при этом самым неблагоприятным образом: "Существуют экстравертированные идеалисты, - пишет К. Юнг, - которые так сильно стремятся осуществить свои идеалы спасения людей, что сами не останавливаются перед ложью и другими недобросовестными приемами <...>. Это - по формуле: цель оправдывает средства. Только неполноценная эмоциональная функция, которая бессознательно соблазняет, может ввести в такое заблуждение, в общем, высоко стоящих людей". Далее, Юнг прослеживает, как вытесненные из сознания эмоции начинают мстить за себя, проявляясь в виде вспышек капризности, мелочности и т. д., а со стороны других индивид начинает подозревать скрытое к себе недоброжелательство и гнусные намерения... Получается, что усилению экстравертной логики в сознании соответствует и усиление интровертной этики в подсознании, но уже в искаженном виде.

Аналогично можно рассмотреть механизм подсознательной компенсации, например, у экстравертных интуитов (Гексли, Дон Кихот). Представители этих типов всегда ищут новое, в привычной обстановке им быстро становится скучно и они легко могут бросить начатое дело, чтобы устремиться к новой возможности, при этом собственными интересами они зачастую пренебрегают. Если этот процесс заходит слишком далеко, подсознание людей этих типов начинает восставать, усиливая интровертную сенсорику , и слепая сила этого неосознанного импульса может привести к неожиданным результатам: например, к связи с совершенно неподходящим партнером, ради вдруг вспыхнувшего неодолимого желания получить, наконец, радость домашнего уюта.

Тех читателей, которые захотят подробно ознакомиться с разнообразными видами подсознательной компенсации, мы отсылаем к книге К. Юнга "Психологические типы". Для нас же существенным является вывод о том, что - совместная работа сознания и подсознания, согласно К. Юнгу, связывает всегда функции противоположной "вертности", во-первых, и противоположной психической ориентации, во-вторых. Например, экстравертную логику должна компенсировать интровертная этика, интровертную сенсорику - экстравертная интуиция и т. д. Следовательно, в соционических обозначениях связь сознания и подсознания будет осуществляться следующим образом:

По такому принципу составлена соционическая модель "Ю": компенсацией Первой функции в сознании служит Четвертая, руководимая подсознательными стремлениями.

Теперь, совершенно естественно модель "А" преобразуется следующим образом (берем за основу психологический тип Робеспьера):

На схеме слева - модель "А" логико-интуитивного интроверта (Робеспьера), действующая целиком в области сознания. Справа - та же, но "перевернутая" модель. действующая в подсознании. Пунктирные линии, проведенные перпендикулярно плоскости колец, указывают не связь соответствующих функций сознания и подсознания. установленную К. Юнгом.

Такая схема, состоящая из сдвоенной модели "А", очень хорошо иллюстрирует механизм психологического дополнения во взаимодействии дуальных пар. Взгляните внимательно на схему подсознания Робеспьера - она точно такая же, как схема сознания его дуала Гюго. Отсюда и чувство особой близости, когда встречаешься со своим дуалом... Очевидно, что при таком взаимодействии пара защищена от внешних неблагоприятных влияний и очень стабильна: всё, что у индивида может накапливаться и оставаться непроявленным в подсознании, тут же отразит и скорректирует его дуал.

Тот факт, что функциональная модель сознания любого психического типа идентична модели подсознания его дуала, мы можем легко проиллюстрировать, если предыдущую схему переосмыслим таким образом:

Аналогичные структуры для остальных семи дуальных пар мы предлагаем читателю построить самостоятельно.

Если под тем же углом зрения рассматривать "классический" вариант модели "А", то очевидно, что из всего набора она включает лишь оба верхних кольца: одно сознательное и одно подсознательное. То есть и при новом подходе основная идея этой модели полностью сохраняется, только надо иметь в виду, что в первоначальной модели "А" в нижнем кольце на самом деле совмещены два кольца: как бессознательное, так и нижнее сознательное. Однако же все основные выводы, полученные на основании этой модели (о них мы скажем ниже), остаются в силе. В то же время новая, сдвоенная модель "А" снимает противоречия относительно "бессознательности" четырех функций, находящихся в нижнем кольце и в итоге может привести к новым результатам при анализе психики человека.

Вернемся теперь к классической модели "А", чтобы попытаться описать в общих чертах действие всех восьми каналов. Их нумерация, во избежание разночтений, будет соответствовать одному из способов, принятых в соционической литературе.

I. Акцептный канал, по которому человек наиболее уверенно ориентируется в мире (1-й "Ю").

II. Творческий канал, по которому индивид активно взаимодействует с окружением, привнося что-то свое (2-й "Ю").

III. "Точка наименьшего сопротивления". Индивид не выносит давления по этой функции (3-й "Ю").

IV. Ролевой канал. Его называют "адаптивным". По этому каналу человек ориентируется на требования своего окружения.

V. Суггестивный* канал: по нему с благодарностью принимают информацию, но воспринимают ее довольно некритично (4-й "Ю").

VI. Шестой: индивид нуждается в том, чтобы партнер помог по этому каналу в обеспечении комфортных условий.

VII. Седьмой без особых слов, на деле реализует действующую в нем функцию. По свойствам этого канала люди часто работают "на износ", за похвалу.

VIII. Восьмой канал: то, на что сразу отзываются подсознательно.

Ранее мы подробно описали функции Первого, Второго и Третьего каналов модели "Ю", они все находятся в верхнем кольце модели "А". Обратимся теперь к Четвертому, ролевому каналу.

Когда мы говорим об эго, мы очень часто имеем в виду разные вещи. Какой бы не была причина, это слово стало означает близкие, но различные аспекты психики человека: когда в общественном понимании «эго» означает «тёмную сторону» человека, воплощающую в себе исключительно интерес к себе и восполнению собственных потребностей, в психологии «эго» является одним из троицы психики человека: ид, эго и супер-эго. Именно на последнем определении этой части нашей личности мы остановимся и рассмотрим его для того, чтобы лучше представлять себе, что такое человек.

Трёхчастную структуру психики человека разработал создатель психоанализа Зигмунд Фройд (его фамилию некорректно употребляют в русском языке как «Фрейд», напрочь забывая о фонетике, ассоциируемой с немецкими фамилиями). Он полагал, что каждый человек имеет три аспекта сознания, которые так или иначе составляют всё наше мышление: ид («оно́» на латыни), эго («я») и супер-эго («то, что над «я»»); причины для подобного наименования см. .

Ид, в теории Фройда, — это совокупность наших потребностей, базовых и более высокого уровня, и желаний. Ид не считается с реальностью: этой части личности нужно всё, здесь и сейчас, и если этого нет, то это проблема не личности, а всего окружающего мира. Дети рождаются исключительно с идом, не зная ничего более — именно поэтому младенцы настолько требовательны. Ид — это требования внимания к себе, требование восполнения потребностей в пище, воде и сне, требование важности, уважения, заботы, любви, поклонения и подчинения. Другими словами, эта часть личности отвечает за всё, что мы хотим.

Однако реальность не желает преклоняться перед чьими-то желаниями: еда не пребудет к нам на стол, пока мы не найдём её сами или не поручим кому-то сделать это за нас; этот человек, однако, может отказаться, и тогда кроме как с желанием мы ни с чем не останемся. Именно по этой причине у ребёнка при взрослении формируется эго — в основном сознательная часть нас, которая отвечает за сравнение желаний с возможностями себя и реальности и заставляет нас реагировать соответствующе. Если в два года ребёнок сделает многое, чтобы получить то, что ему понравилось — вплоть до физического насилия над обладателями понравившейся вещи — то уже в шесть он задумается: как ему получить это? если я не могу взять это просто так, что мне нужно сделать, чтобы иметь эту вещь? Подобное мышление — результат развития эго вместе с тем, как ребёнок начинает осозновать себя как отдельную личность, а не только эфемерного обозревателя окружающего мира, которому все всё должны.

Теория Фройда также гласит, что на наше мышление влияет третья часть — супер-эго. Это — все внешние факторы, препятствующие немедленному удовлетворению желаний: идеалы и контр-идеалы, правила, табу, законы, манеры, воспитанные в нас родителями или другими фигурами власти, такими, как учителя, врачи, представители охраны порядка и так далее. Эта часть нашего мышления говорит нам о том, что делать нельзя или неположено, а что — следует или необходимо; супер-эго выступает как мерой нашей близости к нашему идеалу, так и судьёй нашему поведению, наказывая нас виной за то, что мы воспринимаем как проступки или ошибки.

Когда ид говорит «Я хочу заняться сексом с ним», супер-эго тут же отвечает: «Неположено заниматься сексом с незнакомым человеком». Эго, услышав это, констатирует: «Наш хозяин уважает принцип, изложенный супер-эго, а также неписанные правила поведения в обществе, и потому не примется удовлетворять своё желание прямо сейчас. Однако желание несёт вес для хозяина, и потому он начнёт искать способ достичь своей цели в более социально-приемлимом контексте». Человек не слышит этого «разговора», но вердикт эго очевиден сознанием: нужно найти социально-приемлимый способ заняться сексом с объектом интереса. Самым простым способом, говорит эго, будет узнать по реакции объекта, интересен ли ему секс с этим человеком; лучшим способом для этого будет познакомиться с объектом интереса, дабы построить доверие, а затем тем или иным способом узнать ответ на вышеуказанный вопрос.

Разумеется, подобное производство решения распространяется не только на сексуальные отношения: всё, от воровства и убийства до помощи незнакомцу в беде и отношений с близкими, проходит подобную проверку. Объём развития каждой из трёх частей, а также конкретные интересы внутри них учитываются при каждом решении, сознательно или бессознательно.

Ид является полностью бессознательным — только его коммуникации с эго позволяют нам осознавать наши желания. Супер-эго, в большей части, также бессознательно, но в то же время мы можем осознавать наши идеалы поведения и правила, наложенные на нас обществом или другим внешним влиянием, без особого труда. Эго — в основном сознательная часть: именно поэтому мы осознаём себя как отдельные личности; часть эго, однако, всё же скрывается позади сознания, проводя некоторые рассчёты и обмен информацией вне нашего поля ментального осязания, дабы не беспокоить хозяина излишне оголёнными «проводами».

Теперь же позвольте рассказать вам, почему всё вышесказанное более не считается верным.

Я был удивлён узнать, что, несмотря на очевидное наследие доктора Фройда в психологии и психоанализе, абсолютное большинство его идей и теорий относительно работы разума было оспорено во время его жизни и после его смерти. Современная психология, опираясь на его работы, находит очень мало доказательств его правоты, в том числе и в рамках концепции трёхчастной структуры психики. Несмотря на его статус как новатора и катализатора прорыва в исследовании человеческого разума, большинство современных научных институтов не смеет более опираться на труды доктора Фройда более, чем для исторической важности. Несмотря на популярность имени, его работы больше не несут большого значения, ибо со времени его смерти многие преуспели в критике его работ либо в создании теорий, несущих большую правоту или доказательства.

Зигмунд Фройд был, однако, прав кое в чём: наши действия определяются не только нашими решениями, но и частями нашего разума, которые мы не можем осознать. Наши страхи, желания, травмы и достижения, наши отношения и ошибки, стремления и мотиваторы — всё это влияет на нас, осознаём мы это или нет, каждый день, в каждом нашем действии. Это, однако, не означает, что человека невозможно познать: метод психоанализа доктора Фройда был невероятно полезен для диагностики психики человека. Простыми словами, пациент на приёме рассказывает о себе совершенно всё, что только может прийти в голову, после чего доктор прослеживает связи между теми или иными явлениями, находит причины и следствия и, в соответствии со своими находками, даёт советы или, в тяжёлых случаях, назначает курс лечения.

Я нахожу неимоверным и чрезвычайно полезным тот факт, что психоанализ доступен не только психологам. Познать себя может каждый, и это — основа саморазвития. В том, что только определённая группа людей может заниматься чем-то, что мы считаем великим, могущественным или сокровенным, есть нечто привлекательное: это избавляет нас от ответственности перед собой, ибо мы можем сказать себе: «Это — не моё дело, я доверю это профессионалам и избавлю себя от нахождения истины, которая может оказаться горькой и даже жестокой». Я же нахожу в этих возможностях чувство могущества, чувство контроля над собой: нет ничего лучше знания того, что я нахожусь в контроле над собой, после взросления в доме, где мне ни до чего не было дозволения. Из того, что я видел, это чувство нужно многим, пусть они и не осознают этого; меня на этот путь привело только откровение подруги, жившей в семье, похожей на мою.

Основополагающий принцип в классическом психоанализе. Принцип основывается на идее, что целью любой психической активности является поиск удовольствия и избегание неудовольствия (первая, экономическая модель психики по Фрейду). Эта идея основывается на том, что в психике имеется определенное количество энергии, и что возрастание уровня энергии или напряжения, создаваемое влечениями, вызывает неудовольствие , а устранение напряжения - удовольствие . Избыток энергии, ощущаемый как неудовольствие, и побуждает индивида к действиям, что по своей сути и есть жизнь . С другой стороны, понижение этого избытка энергии, воспринимается как удовольствие.

Принцип удовольствия регулирует потребность в воссоздании с помощью действия или фантазии любой ситуации, которая принесла удовлетворение благодаря устранению напряжения.

Его регулирующая роль в психическом функционировании рассматривается также в связи с реакцией Эго (Я) на сильную тревогу, предостерегающую о наличии опасности. Поскольку тревога всегда неприятна, приводится в действие принцип удовольствия-неудовольствия и активизируются различные функции психики, необходимые для того, чтобы справиться с воспринятой опасностью.

Невозможность воссоздать ситуацию, которая принесла удовлетворение, с одновременным нарастанием напряжения, или при увеличении уровня тревоги, без возможности обезопасить себя, может вызывать субъективное ощущение отсутствия энергии, что приводит к апатии и депрессии . Так, как бы это не казалось парадоксальным, переполнение (запруженность) энергией (либидо) приводит к бессилию (см. ).

Принцип удовольствия-неудовольствия имеет биологическое и психологическое значение.

Биологической моделью фрейдовского понятия удовольствия послужил принцип константности (гомеостаза) - термин введен основоположником экспериментальной психологии Фехнером. Согласно этому принципу, равно как и принципу удовольствия-неудовольствия, организм стремиться избегать или устранять чрезмерное напряжение и сохранять напряжение стабильным на максимально низком уровне.

В психологическом аспекте также предполагается, что люди стремятся удовлетворять различные потребности, что равносильно получению удовольствия, и устранять чрезмерное напряжение, обычно сопровождаемое неудовольствием. В то же время, Фрейд отмечал, что в определенных ситуациях, таких, как предварительные любовные ласки, напряжение, создаваемое сексуальным влечением, усиливает ощущение удовольствия. Он пришел к выводу, что соотношение между напряжением от влечений и удовольствием-неудовольствием не является столь простым, как он считал вначале, и что ритм и скорость аккумуляции (накопления) и разрядки могут определять субъективное переживание удовольствия или неудовольствия. (В общем случае, чем выше напряжение, тем острее переживание удовольствия при удовлетворении - и в этом смысл предварительных любовных ласк.)

Не следует рассматривать Эго , Супер-Эго и Ид в качестве неких антропоморфных исполнительных органов (подобным отдельным личностям внутри личности человека) или в качестве частей головного мозга. Эти понятия отображают только полезный способ осмысления базовых аспектов человеческого поведения.

примечания

Эго (Ego , Я , ich )

В современном употреблении термин Эго принято соотносить с более поздним фрейдовским определением Эго как одной из трех составных частей психики (Эго , и ). В более ранних работах Фрейда понятие Эго ближе к тому, что сегодня называют Самостью . В ранних работах Фрейда в русском переводе в данном смысле принято использовать термин Я .

Эго - единственная часть психики человека, имеющая сознательную составляющую.

В русском языке понятие я принято сопоставлять с сознательной частью психики. Мы говорим я хочу , но мне хочется . Хотя Эго располагает сознательными компонентами, многое из того, что мы приписываем нашим осознанным желаниям и результатам продуманных решений, является производными бессознательных механизмов психики. Значительная часть Эго бессознательна . Бессознательны, прежде всего . Бессознательны и основные "желания" Эго (т.е., по сути, наши желания), которые являются компромиссом между требованиями Супер-Эго и влечениями Ид (см. также статью Ч. Бреннера ). Поэтому, можно сказать, сознательная часть Эго весьма относительна, как зыбка грань между словоформами я и мне (я хочу и мне хочется ).

Функции Эго многочисленны, и лишь немногие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые люди очень плохо функционируют в одних областях, но имеют явный успех в других (например амбициозные, энергичные, успешные руководители, не переносящие требований, ассоциирующихся у них с родительскими; или образованные и прекрасные ученые, до смешного не приспособленные в обыденной жизни). Кроме того, существуют люди, у которых заметные успехи достигаются благодаря нарушениям в сфере Эго (фанатичные параноики, способные зажечь миллионы людей своими бредовыми убеждениями). Таким образом, адаптация к реальности, будучи одной из важнейших функций Эго , может принимать самые необычные формы.

Другой важной функцией Эго являются мыслительные (ментальные) процессы. Но они тоже не исключительно сознательны. Подтверждением этому может быть типичное выражение: Ко мне в голову пришла мысль . Откуда? Надо признать, что основная часть мыслительной деятельности человека тоже бессознательна. Этому подтверждением являются примеры из истории науки, когда решение сложной задачи приходило во сне (таблица Менделеева, бензольное кольцо Кекуле).

Но дискурсивное мышление (формально-логическое) принадлежит исключительно сознательной части Эго. Это основное завоевание эволюционного развития психики человека, открытие которого признано за Аристотелем, сегодня является единственным способом научного мышления, несмотря на то, что само творческое (креативное) мышление почти полностью бессознательно. Именно поэтому (по убеждению Юнга) открытие логики Аристотелем (и изучение логики в высших учебных заведениях) оказывается малозначимым для творчески мыслящей личности.

Супер-Эго (Super-Ego , Сверх-Я , superego , суперэго , Ueber-ich )

Понятие, используемое в психоанализе для обозначения одной из инстанций структуры психики ( , Супер-Эго и ).

В работе Я и Оно Фрейд впервые выделил три структурные составляющие психики, позднее эта система получила название структурной или триединой модели (ранее Фрейдом были уже описаны первая, экономическая и вторая, динамическая или топографическая модели психики). В этой работе впервые встречается понятие Супер-Эго .

«Супер-Эго – репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
(Зигмунд Фрейд. “Я и Оно”)

В метафорическом значении Супер-Эго выступает в качестве совести, внутреннего голоса или судьи (в ранних работах Фрейда, прежде всего "Толкование сновидений", эта инстанция психики называется цензором , именно цензор является инициатором вытеснения - см. ). Но, конечно, понятие Супер-Эго не исчерпывается тем, что мы ощущаем как совесть - проявления Супер-Эго гораздо шире, чем муки совести, которые могут нас пугать, руководя нашими поступками. В общем и целом, следствием формирования Супер-Эго являются наши осознанные переживания собственной виновности в чем-либо и переживания недифференцированной тревоги (непонятной тревоги, которая может относиться на счет каких-то опасностей со стороны окружения). Но важнейшим следствием существования Супер-Эго является бессознательное чувство вины , которое может обрекать человека на хронические неудачи в качестве бессознательного искупления вины перед Супер-Эго (невезучесть - это не рок судьбы, а результат "гонений" собственного Супер-Эго).

Фрейд называл Супер-Эго "осадком" эдипова комплекса, "растворяющегося" к 6-7 годам. В этом смысле Супер-Эго есть ничто иное, как квинтэссенция требований родителей, интернализованных к концу существования эдипова комплекса (воспринятых и интегрированных как часть психики). До окончательного формирования Супер-Эго как инстанции психики ребенка - роль Супер-Эго выполняют родители (внешнее Супер-Эго ). Родители в процессе воспитания своего ребенка выполняют ту функцию, которую в дальнейшем будет исполнять Супер-Эго: требуют следовать некоторым принципам, несмотря на то, что они могут идти в разрез инстинктивным желаниям ребенка, апеллируют к общепринятым нормам социума, стыдят и грозят наказанием, вызывая тревогу. В отсутствии родителей маленький ребенок часто нарушает требования внешнего Супер-Эго. Это происходит все реже и реже, поскольку ребенок научается предвосхищать реакцию своих родителей на те или иные свои поступки. Желание получить одобрение со стороны родителей и страх наказания делает его послушным их требованиям. С годами большинство требований родителей оказываются внутренними принципами ребенка - внешнее Супер-Эго интернализуется . Этот процесс - не просто глубокое "восприятие" родительских запретов и повелений, не просто результат перевода внешнего во внутрипсихическое, а следствие преодоления эдипова конфликта . От того, насколько этот конфликт преодолен и разрешен - зависит завершенность формирования Супер-Эго и его интеграция в систему мировосприятия и сознательных убеждений личности.

Конечно будет неправильно утверждать, что Супер-Эго как инстанция психики ребенка полностью и окончательно формируется к 6-7 годам. Процесс развития Супер-Эго продолжается до конца подросткового возраста и не заканчивается в полной мере до конца жизни, однако ядро Супер-Эго к 6-7 годам можно считать сформированным. Также неверно полагать, что процесс формирования Супер-Эго начинается с 3-х лет, с началом образования эдипова конфликта. Дальнейшие исследования психоаналитиков, прежде всего Мелани Кляйн и ее последователей, показали, что эдипов конфликт в своей ранней, архаической, форме возникает в очень раннем возрасте, также как и формирование Супер-Эго происходит значительно раньше. Влияние архаичного садистского Супер-Эго может иметь свои последствия, руководя и жестко детерминируя поведение взрослого человека, сильно ограничивая его свободу выбора и возможность получения удовольствий, приводя к ангедонии и алекситимии и, к так называемому, моральному мазохизму , формируя мазохистический характер . Очень жесткое Супер-Эго может изматывать человека, запрещая ему получать любое удовольствие - и тогда единственное, что ему оказывается позволенным, это страдания . Опираясь на эти исследования, теперь принято различать классический эдипов комплекс и классическое Супер-Эго , и ранний , архаический эдипов комплекс и архаичное Супер-Эго . Ранний эдипов конфликт таким образом становится основой для развития классического эдипова комплекса , а архаичное Супер-Эго оказывается внутренним ядром, вокруг которого формируется более позднее, классическое Супер-Эго .

Понятие Супер-Эго - основное в концепции психоанализа о внутрипсихическом конфликте . От требований Супер-Эго в основном и защищается Эго , формируя свои психологические защиты , компромиссом этого могут являться невротические симптомы .

Ид (Оно , Id , Es )

Одна из трех составляющих психики человека ( , и Ид ), модель которой была предложена Фрейдом в 1923г. (работа Я и Оно ) при пересмотре собственной теории психического аппарата. Понятие Ид охватывает психические репрезентации (сознательные и бессознательные представления) инстинктивных влечений и некоторых, но не всех, содержаний системы бессознательного. (Понятие бессознательного уже было рассмотрено Фрейдом в предшествующей модели функционирования психики, называемой динамической или топографической . Надо подчеркнуть, что многие функции Эго и большинство функций Супер-Эго также бессознательны.)

В широком смысле слова Ид включает в себя все желания, порождаемые восприятием и воспоминаниями об удовлетворении основных физиологических потребностей. В Очерке о психоанализе (1940) Фрейд отмечает, что Ид охватывает все унаследованное, данное от рождения, заложенное конституцией, то есть прежде всего влечения , проистекающие из соматической организации и здесь [в Ид] находящие первое психическое выражение в формах нам известных .

В той же работе Фрейд постулирует существование недифференцированной матрицы, дающей начало и Ид, и Эго.

Соотношение между Ид и Эго описано также с помощью красочной метафоры: всадник и конь - когда куда большая сила коня (Ид ) должна удерживаться под контролем всадника (Эго ).

Супер-Эго также описывается Фрейдом как погруженное своим "хвостом" в Ид и черпающем из него силы. В работе По ту сторону принципа удовольствия Фред спекулирует, что Супер-Эго является представительством инстинкта смерти . Спекуляция об инстинкте смерти имела дальнейшее развитие Мелани Кляйн и ее последователями британской школы психоанализа, получив значительное распространение среди психоаналитиков, в том числе и московских, но не стала общепризнанной в психоанализе.

Ид функционирует на основе первичного психического процесса , содержит свободную психическую энергию и действует в соответствии с принципом удовольствия .

Это темная, недоступная часть нашей личности; то темное, что вам о ней известно, мы узнали, изучая работу сновидения и образование невротических симптомов, и большинство этих сведений носят негативный характер, допуская описание только в качестве противоположности Эго. Мы приближаемся к Ид при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела Ид открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям Ид наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов Ид не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии под давлением экономического принуждения, объединяясь в компромиссные образования. В Ид нет ничего, что можно было бы отождествлять с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Ид нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени и, что в высшей степени странно и ждет своего объяснения философами, нет никакого изменения психического процесса с течением времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Ид, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Ид, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения.

(Зигмунд Фрейд. Продолжение лекций по введению в психоанализ.)

© 2004-2012 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL: , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу

Я уже написал одну статью, которая касается подсознательных процессов и собираюсь написать еще несколько, в основном по поведению детей и подростков. И тут мне задали вопрос по защитным психологическим механизмам, о которых вскользь упоминалось в статье — «а что это?». Поэтому я решил написать об основе психологической структуры подсознания — Ид, Эго, Супер-Его и защитных механизмах.

Теория личности или структуры психики Зигмунда Фрейда

Конечно существует масса теорий подсознательных процессов но, на сегодняшний день в научном мире более популярна теория Зигмунда Фрейда 1 . Почему? Эта теория имеет много врагов, многие ее считают очень «странной». Учение Зигмунда Фрейда было запрещено, как у фашистов — его книги сжигали в фашисткой Германии. В СССР его теория была объявлена несовместимой с марксизмом и тоже запрещена. По мнению тех и других, учение Фрейда слишком уж делает человека и его желания и стремления примитивными и не идеализирует его, что идет вразрез с политикой страны.

Известная пародия на Зигмунда Фрейда и его учение. Надпись можно перевести: «Что у мужчины на уме»; или: «Что у человека на уме».

Но не смотря на все это именно его теория объясняет многие поступки людей. Никто до сих пор не заглянул в подсознание, благодаря его учению, врачи и психологи смогли помочь многим пациентам, в том числе и мы во время нашей частной медицинской практики.

По теории Фрейда мы рождаемся с Ид 2 . Ид отражает первичные процессы (удовольствие, агрессия итп), фактически — требования и желания. Мы не можем это изменить или повлиять, т.к. Id уже заложена или «запрограммирована» в нас.

Представим этот компонент психики как ребенка, который все время говорит: «хочу, хочу..», «хочу прямо сейчас…», «дай мне это», » я хочу это».

Знакомьтесь — Ваше Ид. Оно импульсивное и глупое, и запросы у него: «Хочу, дай, хочу это, дай мне…»

В возрасте 4-5 лет у нас начинает активно развиваться другой компонент психики — Суперэго 3 . Обратите внимание на возраст и запомните его. Супер-Эго уже отражает мораль, что можно делать, а что нет. Супер-Эго в отличии от импульсивного и глупого Ид, начинает понимать что хорошо и что плохо. Казалось бы вот и замечательно, у нас появилась мораль. Все было бы хорошо, но от импульсивного Ид, Супер-Эго отличает другая крайняя черта — оно обладает крайне подавляющим характером. В то время, как Ид говорит: «хочу это, хочу», Супер эго отвечает: «нет нельзя, ты не заслужил(ла), страдай, страдание для тебя лучше. Поэтому представим Супер-Эго этакой занудной и поучающей старушкой, оказывающей психологическое давление.

Знакомьтесь это Ваше Супер-Эго. Этакая занудливая, чрезвычайно правильная старуха. Она подавляет все желания глупого Ид: «Нельзя! Ты не заслужил(ла)…».

С одной стороны Ид тянет сделать что-нибудь, например исполнить «что хочется» и не важно допустимо это или нет. С другой стороны Супер-Эго подавляет любую инициативу, как хорошую, так и не допустимую в обществе. Другими словами они воют между собой. Долго так продолжаться не может, ведь мы должны в конце концов принять решение.

И вот на помощь приходит Эго 4 , оно развивается между этих двух крайностей (Ид и Супер-Эго). Эго как дипломат, сотрудничает с ними обоими, пытается их примерить и выработать оптимальное решение, приемлемое для всех.

Эго, Ваш дипломат, который находится между Ид и Супер-Эго, помогает найти правильное и рациональное решение.

Для этих целей Эго использует защитные психологические механизмы 5 . Защитные механизмы это инструмент «в руках» Эго для решения конфликта между Ид и Супер-Эго. Когда сверх активный, глупый и инициативный ребенок и занудливая «сверхправильная» старуха начинают спорить, Эго подбирает наиболее приемлемый защитный механизм в данной ситуации, чтобы погасить конфликт между ними. Эго учитывает и инициативу Ид и мудрость Супер-Эго и в идеале схема должна получиться такой как на картинке ниже.


Защитные механизмы

И вот наконец настала очередь поговорить об инструментах, которое использует Эго — защитных механизмах, т.е. к чему мы и шли. Почему они защитные? Потому, что они защищают психику от неприятных переживаний, когда происходит внутренний, подсознательный конфликт, между знакомыми уже Вам: Ид и Супер-Эго.

Вот несколько главных принципов подсознательных защитных механизмов:

  • Все психологические защитные механизмы — подсознательные. Если же Вы знаете что делаете или зачем это делаете — это не защитный механизм.
  • Защитные механизмы изменяются со временем.
  • Если Вы опознали защитный механизм, то он не используется в настоящее время, возможно он использовался в прошлом.
  • Защитные механизмы носят адаптирующую функцию, но они могут быть патологическими.

Насколько эффективно Эго и насколько оно хорошо и профессионально использует свои инструменты — психологические защитные механизмы ? Если бы Эго работало идеально, ты и мы бы всегда были идеальными людьми. Но ведь мы знаем, что мы не всегда принимаем правильные решения. Иногда вдруг, пропадает настроение, иногда бывают необъяснимые вспышки гнева или возникает раздражение…

Весь подсознательный процесс еще зависит и от того: насколько Ид инициативно и насколько развито Супер-Эго. Кроме всего прочего в этих процессах, хоть они и подсознательны, важную роль играет возраст. Помните я говорил Вам запомните возраст развития Супер-Эго? Если Вы помните, то сразу же можете ответить с какого возраста ребенок начинает (только начинает ) понимать что такое хорошо и что такое плохо. До этого возраста ребенок просто адаптируется. Ребенок запоминает, когда его похвалили, а когда поругали. До развития Супер-Эго ребенок не понимает, что лезть гвоздем в розетку плохо и опасно — просто помнит, что его ругали и опять будут ругать. В этом случае Ид не будет больше проявлять инициативу, ведь Ид все старается делать, чтобы получить удовольствие, а какое же тут удовольствие если будут ругать или накажут?

Вернемся к защитным механизмам. Какова же разница между нормальными психологическими механизмами и уже психопатологией? Разница в том: как долго, к месту ли, Эго использует свои инструменты… Другими словами как далеко зашел тот или иной защитный механизм? Правильно ли мы понимаем реальность и правильно ли подобран защитный механизм? Не извращаем ли мы реальность, умышленно или по незнанию, чтобы найти согласие?

Надеюсь Вы хотя бы немного поняли структуру подсознательных процессов, зачем нужны психологические защитные механизмы и что это. В других статьях мы уже рассмотрим конкретные защитные механизмы в практических случаях.

1 — Зигмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud) австрийский психолог, психиатр и невролог. Родился в 1856 г. в еврейской семье. В 17 лет поступил в Венский университет, медицинское отделение, в 1881г. окончил его. На его труды оказали большое влияние Йозеф Брейер и Жан Мартеном Шарко. У Зигмунда Фрейда родилось шесть детей. Одна из дочерей пошла по стопам отца и основала детский психоанализ. В 1930 Фрейд получает Приз Гете за вклад в психологию и культуру немецкой литературы. В 1933 году после присоединения Австрии к Германии его труды запрещают, книги сжигают. Его семьей начинает интересоваться гестапо, начинаются допросы. Четырех из пяти сестер Фрейда посылают в концлагеря. Он решает «умереть на свободе». Ему помогает нацист Anton Sauerwald, он ранее был учеником одного из профессоров, который часто играл с Фрейдом в карты. Уже в Англии в 1939 году Зигмунд Фрейд в просит своего врача и друга «помочь уйти из жизни», т.к. страдает раком, что вызывает мучения. «Уйдя из жизни» он оставил 24 тома своих научных трудов, но он был не только чистым теоретиком. У него было много пациентов, включая известных людей. Подробно о жизни и трудах Зигмунда Фрейда, Вы можете почитать .

2 — От лат — Id. В русскоязычной литературе — Оно. Зигмунд Фрейд использовал термин «das Es», он взял его от другого немецкого врача — Georg Groddeck. Англоязычная литература, да и в мире в целом, принято использовать латинский термин, т.е. «Id’. Не путайте с английским понятием «Ай-ди» т.е. indentification. Термин Id в психоанализе взят из латыни и произносится как «эд».

3 — Супер-Эго в русскоязычной литературе часто обозначают термином Сверх-Я. В англоязычной Super Ego (лат). Термин самого Фрейда — «das Über-Ich» (нем.).

4 — Эго в русскоязычной литературе часто обозначают термином «Я». В англоязычной — Ego (лат.). У Фрейда это было «das Ich» (я — нем).

5 — Психологические защитные механизмы, или часто просто «Защитные механизмы». В англоязычной литературе — defence mechanisms.