Как называется профессия стюардессы. Профессия стюардесса (бортпроводник)

Сейчас ни одно путешествие на самолете не обходится без стюардесс или стюардов, а когда-то их функции выполнял второй пилот. Что, безусловно, было не очень безопасно, так как у него были еще и свои обязанности. Мир перевернулся в 1928 году, когда в экипажи немецких пассажирских самолетов стали включать третьего члена - стюарда.

Факт 2

Первыми стюардами были мужчины, но в 1930 году американская медсестра Эллен Черч изменила эту традицию. Она выучилась управлению самолетом, а затем предложила свои услуги авиакомпании Boeing Air Transit. Перевозчики подумали: «А почему бы и нет?», ведь это отличный рекламный ход: раз молодые хрупкие девушки не боятся все время летать на самолете, значит, это совершенно безопасно и для других пассажиров.

К тому же девушки весили существенно меньше мужчин, а в то время каждый лишний килограмм имел значение для сохранения устойчивости самолета. Так 15 мая 1930 года Эллен Черч, первая стюардесса в истории человечества, совершила свой первый рабочий перелет - Шайенн.

Факт 3

Вообще, по требованиям того времени кандидатка должна была быть не старше 25 лет, не тяжелее 52 кг, не выше 160 см и не замужем. К тому же она должна была закончить курсы медсестер. За свою работу они получали 125 $ в месяц.

Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам свои требования, однако существуют и общие правила. Потенциальная бортпроводница должна обладать приятной внешностью, плавной речью без дефектов и крепким здоровьем. Ее рост может находиться в пределах от 160 до 175 см, а вес должен соответствовать росту по медицинским нормам.

Возраст принимаемых стажеров варьируется от 18 до 29 лет, вообще же работать стюардессой можно где-то до 45 (при сохранении всех вышеуказанных условий). Иметь диплом медсестры вовсе не обязательно: всему необходимому - от открывания двери самолета до принятия родов - учат на специальных курсах.

Факт 4

Несмотря на то что средний возраст выхода стюардессы «на пенсию» составляет 45 лет, Ирис Петерсон умудрилась прослужить в United Airlines до 85. Ее рабочий стаж составил ровно 60 лет. К тому же именно она и ее коллеги добились того, что в 1968 году стюардессы получили право быть замужними.

Факт 5

Хотя стюардессы вовсе и не обязаны уметь управлять самолетом, иногда этот навык оказывается крайне полезным. Так, например, в 2008 году одна из бортпроводниц, имеющая лицензию на управление коммерческим самолетом, помогла посадить лайнер компании Air Canada вместо второго пилота, у которого над Атлантикой случился нервный срыв.

Факт 6

Вообще, готовность к непредвиденным ситуациям - одна из обязанностей стюардесс. Так, например, они могут связать неадекватного пассажира пломбой (так на профессиональном жаргоне работников воздушного транспорта называется рейка на тележке) или даже ударить, чтобы на время его отключить. А еще на каждом рейсе придумывают специальное кодовое слово, известное только экипажу, чтобы в случае захвата воздушного судна или аварии можно было незаметно оповестить об этом капитана.

Факт 7

Быть стюардессой порой очень приятно и выгодно. Бортпроводникам полагается большой отпуск - порой до 70 дней, бесплатный перелет в любую точку мира раз в год и существенная скидка на остальные билеты для себя и членов семьи. Также стюардессы вполне официально могут подрабатывать прямо на рейсе, предлагая пассажирам товары из Duty Free и получая проценты от их продажи. Однако в этой профессии не обошлось и без трудностей: отсутствие четко закрепленных выходных, возникновение хронических заболеваний, стрессовые ситуации и т. д.

Факт 8

Еще один плюс работы стюардессой - возможность найти себе достойного мужа. Так, именно на борту самолета русская бортпроводница Ирина Маландина встретила своего будущего мужа Романа Абрамовича, а голландская стюардесса Аннита ван Лерсел - Пола Китинга, премьер-министра .

Факт 9

Профессия стюардессы позволяет не только выйти замуж за премьер-министра, но и стать им самой. Предыдущий премьер-министр Исландии Йоханна Сигурдардоттир попала в политику благодаря тому, что, работая стюардессой на исландских авиалиниях, очень активно занималась профсоюзным движением.

Факт 10

Ну а самой неординарной стюардессой нашего времени стал миллиардер Ричард Брэнсон. Основателю корпорации Virgin после проигрыша пари Тони Фернандесу, владельцу AirAsia, пришлось отработать в качестве бортпроводника 13-часовой перелет из в Куала-Лумпур. Надо сказать, к перевоплощению он подошел со всей серьезностью.

Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com

Стюардесса анонимно рассказала The Village, как правильно бить буйных пассажиров, где курить в самолёте, чем опасны накладные ногти и почему на борту нет швейных наборов.

  • Анна Мозговая 18 апреля 2012
  • 356678
  • 100

ПРИЁМ НА РАБОТУ

Стать бортпроводником довольно просто. Чтобы попасть на обучение, достаточно пройти собеседование и медкомиссию. Месячный теоретический курс, 30 часов полётов в качестве стажёра - и всё. Мало кто не проходит стажировку: компании невыгодно увольнять таких сотрудников из-за затрат на обучение и форму. Могут только настоять на дополнительной стажировке. Для бортпроводников важны знание английского и определённые внешние параметры. Но представление о том, что стюардесса должна быть моделью, - миф. Учитываются только рост и вес. Рост - чтобы можно было достать багаж для низкорослых пассажиров (девочек или бабушек). А вес - чтобы не перегружать самолёт. Большинство приходят в профессию ради денег и возможности побывать за границей. Романтиков сейчас почти нет. Часто устраиваются по знакомству, но это не дает никаких привилегий. Работа ведь, на самом деле, сложная. Нужно постоянно улыбаться. Личные неприятности приходится оставлять на земле - в небе бортпроводник всегда должен быть весел. Это трудно.


ОСОБЫЕ НАВЫКИ

Во время подготовки нас учат многому - от конструкции самолёта до принятия родов. Есть специальный зал, где моделируют ситуации и тренируют. Обязательно нужно уметь плавать. Но с парашютами мы не прыгаем. Их даже на борту нет. Учат, как обращаться с неадекватными пассажирами. Например, если человек буйный, мы должны сначала попросить его успокоиться. Потом - дать письменное предупреждение. А если и это не сработает - можем связать пломбой, это такая рейка на тележке, внешне непохожая на средство защиты. Как бить - тоже учат: ребром ладони по подбородку. Но подходить при этом надо сзади, чтоб противник не смог укусить. Правда, это всё крайне редко используется. В конце концов, дать пассажиру по морде всегда можно и на земле - так нам говорят.


ГЕНДЕРНЫЙ ВОПРОС

Стюардесс всегда было больше, чем стюардов. Но девочек иногда не берут на рейс. Например, если везут депортированных. Или весь самолёт занят футбольной командой. То есть, если на борту одни мужчины, девочек брать в команду не хотят. Я знаю, что в Европе бортпроводниками работают в основном геи. Это как дополнительное преимущество в резюме. У нас эта тенденция только начинает зарождаться. Сейчас геи среди персонала тоже есть, но их немного.

ВНЕШНИЙ ВИД

Летом нас заставили носить белые туфли на 10-сантиметровом каблуке. Это неудобно, но таковы требования. Прическа, ногти - всё должно быть в порядке. Был случай: стюардесса пришла на рейс с накладными ногтями. Посмотрели на брифинге, выглядят нормально - пропустили. А когда мы собирали еду, чтобы пассажирам выдавать, один ноготь отклеился и отлетел прямо в касалетку (Контейнер для горячих блюд. - Прим. ред.). Она даже не поняла, что произошло. Хорошо, что мы вовремя заметили, иначе был бы скандал. Перед полётом, на брифинге, нас всегда осматривают: костюм должен быть чистым, макияж - соответствующим. Иногда снимают с рейса. Так, одна стюардесса на брифинге сняла пальто - и только тогда заметила, что забыла надеть юбку.


БОНУСЫ

Есть такое понятие - сервисный билет, он дает нам право за все перелёты в качестве пассажиров платить 10 % от стоимости. И раз в год - бесплатный перелёт в любую точку мира. Подработать на рейсе тоже можно. Официально - это продавать товары из Duty Free: цены те же, что и в аэропортах, но бортпроводник получает процент. Другой способ заработать в небе - брать деньги за дополнительные услуги. Например, пересадить пассажира из экономкласса в бизнес. Или продать ему спиртное. Или разрешить покурить на кухне. Цены здесь, конечно, не фиксированные, кто сколько предложит. Иногда чаевые дают, просто за перелёт. Однажды женщина попросила в бизнес-класс не заходить, просто задвинуть шторку и не тревожить. Потом раздала всему персоналу по 100 долларов.

О СТРАХАХ

Летать не страшно. Риск небольшой, нам показывают статистику. За год разбивается до тысячи человек во всём мире. За день в автомобильных авариях - куда больше. Конечно, страшно попасть в какие-то непредвиденные ситуации в полёте. Например, если пассажиру плохо. С нами нет медика на борту, и мы всё на себя должны брать. Например, если у человека приступ начался, мы должны его откачивать до самой посадки, даже если он уже не дышит.

О СЕКСЕ

Бывает, закрываются в туалете, но не часто. Как-то две девушки зашли и задержались надолго. Но тут всё от симпатии зависит. Если мне пара нравится, я не буду мешать: пусть делают что хотят. А вот если не нравится, и выгнать можем. У нас же ключ есть, чтобы открыть туалет. Но в целом ничего экстремального в этом нет.


НЕГЛАСНЫЕ ПРАВИЛА

У стюардесс есть такая поговорка: «Выходя с аэродрома, захвати что-то для дома». Например, можно положить в сумочку Jack Daniel"s. Потом это всё равно спишется как выпивка для бизнес-класса. Но если попасть с этим на проверку, могут и уволить. Так что это рискованно. Насчет суеверий - каждый верит в своё. Одни носят что-то с собой, другие молятся перед каждым полётом. Самое распространенное - нельзя шить до и во время рейса. Так что, если у пассажира что-то порвется в небе, у нас и иголки нет, чтобы зашить. Из того, что не разглашается: всегда есть кодовое слово, известное только экипажу. Его придумывают, чтобы в случае террористического акта или аварии оповестить капитана. Но оно каждый раз новое. Мы узнаем его прямо перед рейсом.

ОБ УБОРКЕ

Когда авиация в нашей стране только развивалась, бортпроводниками были исключительно девушки. И они выполняли много грязной работы: таскали вёдра с керосином, чистили обувь пассажирам. Сейчас такого нет. Есть компании, которые заставляют своих бортпроводников убирать салон после полёта, но не все. Я лично не должна убирать, это делают уборщики. Как-то пассажир высыпал свой салат на соседнее кресло и говорит: «Убирай». Видимо, ему очень хотелось посмотреть, как я буду это делать. Но, увы, он так и провёл весь полёт в компании своего салата.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Европейцы от русских очень отличаются. Они всегда вежливы, всегда благодарят. А на внутренних рейсах максимум двое из пятидесяти скажут «спасибо». И это обидно. У нас считают, что бортпроводник - это прислуга. Но это не так. Наша главная задача - обеспечить безопасность, нас учат именно этому. А люди привыкли на поездах ездить и ассоциируют нас с проводницами. Например, на рейсе в Шарм-эль-Шейх одна пассажирка села и, как только мы взлетели, десяток яиц вареных достала. Непонятно, где она их держала там. Или вставать все начинают до посадки. Мы летим ещё, а они встают и в проходе стоят с вещами. Но быстрее ведь дверь не откроется!


FAQ

Пассажиры не всегда понимают, что все требования созданы для их же безопасности. Например, я прошу пассажира придвинуть кресло, а он спрашивает: «Зачем?» Я же не могу ему сказать, что, если он этого не сделает, при резкой посадке девочка сзади расшибет себе нос. Нам нельзя нагнетать. Хотя, если говорить прямо, наверное, и спрашивать перестанут. Вообще, вопросы иногда очень глупые. Например, спрашивают, где курилка. Или где женский туалет. Но самый распространенный вопрос: «А мы не разобьёмся?» Конечно, начинаю успокаивать, но ведь никто никогда не знает наверняка.

Невероятные факты

Стюардессы не просто подают чай – они следят за нашей безопасностью и всегда должны быть готовы нам помочь. Но часто многие люди этого не знают или не замечают .

Полет не всегда проходит гладко. Некоторые пассажиры не просто выражают недовольство, а начинают сводить бортпроводниц с ума.

Стюардессы решили выделить несколько типов пассажиров, которые их раздражают.

В этом списке есть десять типов таких пассажиров.

Надеемся, вы не найдете себя в этом списке.


Работа стюардессы

1. Хамы



Некоторые люди не понимают, что борт самолета - это не их дом. Например, они считают, что стюардессы обязаны положить на полку их ручную кладь, и даже если стюардесса соглашается, то в ответ не слышит слов благодарности. На самом деле в обязанность бортпроводников не вход помощь с багажом.

2. Цепная реакция



Очень часто бывает, что один пассажир просит что-нибудь попить. Когда ему приносят воду, например, то его сосед это замечает и тоже просит попить. Стюардесса приносит второму пассажиру попить, и уже посматривает на третьего, который с большой долей вероятности тоже попросит водички или сока.

3. Любители флирта



Бортпроводницы ненавидят, когда пассажир, не почистивший зубы с утра с ужасным запахом изо рта пытается с ней флиртовать по окончании 12-часового полета. Более того, многие могут даже не догадываться, но стюардессы ненавидят, когда кто-то их трогает. Однако любителей флирта это не волнует, и они так и норовят кого-то ущипнуть.

4. Беззаботные родители



Встречаются пассажиры, которые не особо заботятся о безопасности своих детей, а также позволяют им кричать, бегать по салону и пинать кресло.

Они их не пристегивают, когда этого требуют правила безопасности, даже когда самолет уже на рулежной дорожке. Был случай, когда бортпроводница подбежала к пассажиру и сообщила, что ребенка нужно немедленно пристегнуть, а в это время другой ребенок ползал по полу.



Многие международные авиалинии предлагают два типа пищи – обычную и для вегетарианцев. Понятно, что невозможно угодить всем. Однако бывают пассажиры, которые чувствуют себя обязанными громко сообщить о своем недовольстве. Были случаи, когда пассажир и вовсе бросал еду на пол, заявляя, что не намерен это есть. Из-за скандала другим пассажирам пришлось ждать своей порции, когда всё успокоится.

Профессия стюардесса



Бывают пассажиры бизнес класса, которые желают выпить на борту самолета какие-нибудь замысловатые коктейли. Однако на борту нет бармена, есть только пилоты и стюардессы.

7. Родители, не соблюдающие санитарных норм.



Маленькие дети на борту не редкость, но брать грудного ребенка с собой значит быть готовым к "сюрпризам". Некоторые родители меняют подгузники прямо на откидном столике и даже могут попросить стюардессу отнести в мусорное ведро грязный подгузник их малыша.

8. Скандалисты.



Когда зажигается сигнал "пристегните ремни", всем необходимо пристегнуть ремни. Порой некоторые пассажиры засыпают, и их приходится будить, чтобы предупредить о ремне. Попадаются такие пассажиры, которых серьезно раздражает тот факт, что их разбудили, даже если это по делу.

9. Неблагополучные семьи.



Иногда на борту самолета можно увидеть семью, в которой мать с ребенком (или детьми) сидит в эконом-классе, а отец взял себе место в бизнес-классе, якобы, чтобы насладиться, наконец, тишиной, попивая какой-нибудь алкогольный напиток. Чаще всего в таких ситуациях начинается скандал, причем на глазах у всех пассажиров.

Стюардессе приходится играть роль семейного психолога, в первую очередь потому, что скандал вызывает недовольство пассажиров, что в свою очередь затрудняет процесс посадки воздушного судна.

10. Закадычные друзья.



Очень часто, особенно в летнее время на борту самолета можно встретить студентов и школьников. Все они хотят повеселиться, а чтобы было удобнее это сделать, им хочется сидеть рядом, и они начинают требовать их пересадить. Если это происходит, шум на борту неизбежен.

Бонус:

Во всем виноваты стюардессы



Есть такой тип пассажиров, которые жалуются на холод или жару в самолете и винят в этом стюардесс, которые считают, что тряску в самолете всегда сможет объяснить бортпроводница. Ну, а если бесит сосед по креслу, то, конечно, только стюардесса сможет решить вашу проблему.

Они бывают в таких уголках нашей планеты, куда многие никогда не смогут попасть. Они проводят много времени со знаменитостями. Они проживают в дорогих отелях. Их работа связана с риском, и они рано выходят на пенсию. Они не телезвезды и не шпионы. Они – стюардессы и бортпроводники.

Чаше всего мы используем понятие «стюардесса», позаимствованное из английского языка. Однако официально эта должность называется «бортпроводник». Возможно, этот термин заимствовали по причине романтичности дальних путешествий и высоких технологий, которыми характеризуется эта профессия, если верить книгам и фильмам. Но многие из нас, попав на борт самолета, почему-то считают стюардесс/бортпроводников чем-то средним между горничными и официантами. На самом деле, основная задача бортпроводника заключается в обеспечении безопасности пассажиров.

Первые стюардессы, бортпроводники были дюймовочками. Их вес был не больше 52 кг, и они имели невысокий рост. Но никто не собирался жалеть миниатюрных сотрудниц. Стюардессы должны были заправлять воздушные аппараты и отвозить их в ангар.

С того времени многое поменялось. Но и сейчас вес и рост бортпроводника должны быть пропорциональными. Слишком худых девушек не принимают в стюардессы, несмотря на то, что стройность сейчас в моде. Существуют строгие требования по этим показателям, с которыми вы сможете подробно ознакомиться, читая статьи этого раздела нашего портала, посвященного авиации.

Естественно, стюардессы должны быть очень красивыми, ведь они являются лицом компании. Как показывает практика, привлекательному лицу больше доверия. Поэтому девушкам, которые собираются освоить эту профессию, нужно еще позаботиться о привлекательности своей фигуры. Особое предпочтение при устройстве на работу отдается выпускницам университетов иностранных языков и медицинских институтов. Также неплохо было бы иметь свидетельство об окончании лингвистических курсов. Разговорный английский – это одно из ключевых требований работодателей.

При устройстве на работу, как правило, девушки проходят конкурс, состоящий из трех этапов: собеседование, медкомиссия и психологическое тестирование. Кандидаты должны оказаться уравновешенными, радушными и без медицинских противопоказаний к профессии. Во время медобследования особое внимание уделяют зрению, нервной и сердечно-сосудистой системам. Что касается проверки вестибулярного аппарата, то она осуществляется в кабинете отоларинголога, а не на центрифуге (как думаю многие).

Пациентка садится на кресло, а специалист просто вращает его 3 раза вокруг оси, анализируя положения тела будущей стюардессы, бортпроводника. В том случае, если ее голова клонится в сторону, есть серьезные нарушения в функционировании вестибулярного аппарата. В результате кандидат на должность отправляется на дообследование.

Пройдя все испытания, будущие стюардессы, бортпроводники отправляются на обучение (в большинстве случаев его оплачивает работодатель). Программы обучения в разных центрах совпадают. Единственное различие – в типе самолета, с которым во время практики знакомятся кандидаты на должность. При переходе на другой тип самолета обязательно переобучение. Вообще, найти вакансию довольно сложно. Нужно постоянно следить за авиакомпаниями, в чем, собственно, и поможем вам наш портал. Правда, за время поиска вакансии полученные навыки и знания могут утратиться или забыться.

На обучение профессии принимаются люди, не младше 18 лет (на мужчин приходится намного меньшая доля, в среднем в пределах 10%). Длительность теоретической программы курса – около 3 месяцев, практического – несколько дней. Будущим стюардессам, бортпроводникам предлагается освоить курс английского языка, который поможет им для общения в полете. Также не помешает подтянуть и уровень родного языка. Однако главной программой являются действия в аварийной ситуации.

Пилоты находятся в кабине, а стюардессы – в салоне. Они имеют разную задачу. Бортпроводники отвечают за эвакуацию пассажиров. И от того, как быстро они это сделают, зависит многое. Такую подготовку кандидаты проходят на всех видах транспорта. Точно такая же ситуация с доврачебной помощью, которой тоже уделяется особое внимание.

Нередко случается, что во время полета пассажиру резко становится плохо. Для таких случаев на борту самолета предусмотрена аптечка, кислород. Стюардесса должна иметь представление о первой медицинской помощи и умело ее оказывать в случае необходимости.

Также в обучающих центрах предусмотрены тренировки на воде. Они нужны на случай выживания, если самолет вынужденно приземлится на воду. Стюардессы учатся пользоваться жилетами и плотами, оказывать помощь пассажирам. Еще одна неотъемлемая часть программы – противопожарные тренинги. На случай форс-мажора бортпроводницы получают инструкции.

Теоретическая программа включает обучение традициям разных народов и основам международного законодательства. К примеру, стюардессы, бортпроводники, приступая к работе, не могут не знать, что в мусульманских странах нужно вести себя сдержано, дабы не оскорбить своим поведением или внешним видом религиозных чувств верующих. К тому же поведение экипажа формирует имидж авиакомпании, о чем тоже всегда нужно помнить.

Безусловно, работа в сфере обслуживания довольно непростая, ведь клиенты попадаются разные. Во время выполнения своих прямых обязанностей можно услышать в свой адрес даже оскорбления, на которые вы не можете ответить. Поэтому часть обучающей программы посвящена различным психологическим тактикам и приемам. В конце обучения – обязательная сдача экзамена и получение допуска к полетам. Малоопытным стюардессам не доверяют пассажиров сразу после обучения, они должны пройти летный инструктаж.

В будущем придется постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма. Обычно авиакомпании время от времени устраивают для сотрудников экзамены или зачеты и через определенный промежуток работы отправляют их на повышение квалификации.

Каждый полет для бортпроводника, стюардессы – это серьезное испытание, к которому необходимо готовиться. И наш портал поможет вам добиться высоких результатов и как можно больше узнать об этой удивительной профессии.

Со стороны профессия стюардессы кажется довольно легкой и весьма романтичной: полеты, прекрасные виды из иллюминаторов, новые места и люди и т.д. На самом деле работа бортпроводника (именно так официально называется профессия) довольно ответственна.

  • Во-первых, все время полета (а они бывают и довольно длительными) надо проводить на ногах.
  • Во-вторых, постоянные смены часовых поясов и климатических зон, шум, вибрация, перепады давления пользы здоровью точно не приносят.
  • В-третьих, стюардесса занимается обслуживанием большого количества пассажиров, поэтому ей приходится быть внимательной, заботливой и корректной все время в пути. Здесь, не побоимся этого слова, нужен талант.

И все-таки, романтика в профессии есть — полеты, новые места и интересные люди, которых в самолете встретить можно достаточно часто.

Места работы

Должности стюардесс есть во всех авиакомпаниях.

История профессии

Зарплата стюардессы

Конечно, то сколько получают стюардессы зависит от категории, стажа и авиакомпании. Также это зависит от направления выполняемых рейсов. Зарплата стюардессы может составлять от 20 000 до 150 000 рублей в месяц. Разумеется, высокие доходы встречаются у представителей данной профессии редко, да и требования к работникам в этом случае предъявляются повышенные.

Средняя зарплата стюардессы составляет около 48 000 рублей в месяц и существенно превышает общероссийский уровень.