Положение о зачетах и экзаменах. Сессия завалена! Что делать? Сроки сдачи сессии в вузах

Неуспевающим считается студент, не сдавший к окончанию сессионного периода хотя бы один

экзамен или зачет, установленный для данной сессии учебным планом специальности.

11. Разрешена ли сдача нескольких зачетов в один день?

Запрета нет. Устанавливается решением вуза

12.Кем составляется расписание экзаменов?

Расписание экзаменов для всех форм обучения составляется администрацией вуза

(учебнометодическим управлением), утверждается ректором высшего учебного заведения и

доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за месяц до начала экзаменов.

Расписание составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку экзаменов по каждой

дисциплине было отведено не менее 34 дней.

13.Сколько экзаменов и зачетов могут сдавать студенты?

Студенты, обучающиеся в высшем учебном заведении по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

14.Какие действия может предпринять деканат в случае неявки студента на экзамен ?

Если неявка на экзамен была вызвана неуважительной причиной, то она (неявка) приравнивается к неудовлетворительной оценке.

Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни,

другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные

командировки, стихийные бедствия), документально подтвержденные соответствующим

учреждением, деканат устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.

15. В каком случае студент, имеющий академическую задолженность, может быть

отчислен из института?

По представлению декана факультета приказом ректора с формулировкой «за академическую неуспеваемость» студент может быть отчислен из высшего учебного заведения, если:

в установленные приказом ректора сроки у него образовались в общей сложности три

задолженности по экзаменам (неудовлетворительные оценки, неявки на экзамены без

уважительных причин, недопуски на экзамен);

после окончания установленного приказом ректора сроков у него имеется одна или более

задолженностей по зачетам и (или) экзаменам.

16. Сколько раз можно пересдавать один и тот же предмет?

Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения.

17. Разрешается ли повторная сдача экзамена с целью повышения оценки?

Пересдача оценки с целью ее повышения в сессию не допускается. Пересдача не более двух оценок с целью получения диплома с отличием допускается с разрешения ректора или проректоров по учебной работе.

18. Какова продолжительность учебного года?

Учебный год для студентов очной и очнозаочной (вечерней) форм обучения начинается с 1

сентября и заканчивается согласно рабочему плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Ученый совет высшего учебного заведения вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на два месяца. (Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования).

Какой студент считается неуспевающим?

Неуспевающим считается студент, не сдавший к окончанию сессионного периода хотя бы один экзамен или зачет, установленный для данной сессии учебным планом специальности.

Разрешена ли сдача нескольких зачетов в один день?

Запрета нет.

Кем составляется расписание экзаменов?

Расписание экзаменов для всех форм обучения составляется администрацией вуза (учебнометодическим управлением), утверждается ректором высшего учебного заведения и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за месяц до начала экзаменов.

Расписание составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку экзаменов по каждой дисциплине было отведено не менее 34 дней.

Какие документы студент обязан иметь при себе на экзамене?

При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе зачетную книжку, которые они предъявляют экзаменатору в начале экзамена.

Как принимаются зачеты по семинарским занятиям?

Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студента на семинарах, а также путем опросов студентов.

Преподаватель вправе поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвуют в семинарских занятиях.

Какие сроки устанавливаются для сдачи экзаменов?

Экзамены при очной форме обучения сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных учебными планами.

В виде исключения, учитывая успеваемость, ректор (первый проректор) вправе разрешить хорошо успевающим студентам досрочную сдачу экзаменов в пределах учебного года при условии выполнения ими практических работ и сдачи по данным курсам зачетов без освобождения студентов от текущих занятий по другим дисциплинам.

Студенты, которым разрешен в пределах общего срока обучения индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, установленные деканатом.

При каких условиях студенты допускаются к сдаче экзаменов?

Студенты очной формы обучения допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи всех расчетнографических и других работ по дисциплинам учебного плана данного семестра.

Может ли студент, не сдавший зачеты, быть допущен к экзамену?

Студент, не имеющий зачетов (зачета), к экзаменационной сессии не допускается и ему предоставляется возможность ликвидации задолженностей в течение экзаменационной сессии. Конкретный период ликвидации задолженностей по зачетам устанавливается приказом ректора о проведении сессии. Студенты, не ликвидировавшие задолженности в установленный период, представляются к отчислению за академическую неуспеваемость.



Сколько экзаменов и зачетов могут сдавать студенты?

Студенты, обучающиеся в высшем учебном заведении по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Какой литературой можно пользоваться во время экзамена?

Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а с разрешения экзаменаторов – справочной литературой и другими пособиями.

Учитывается ли посещаемость лекций, наличие конспекта по предмету и т.п. при оценке знаний студента на экзамене?

Преподаватель не имеет права занижать оценки студентам на экзамене в связи с непредставлением ими конспектов лекций и литературы, непосещением какихлибо внеучебных мероприятий, а также по другим причинам, не имеющим прямого отношения к уровню знаний экзаменующихся.

Какие действия может предпринять деканат в случае неявки студента на экзамен ?

Если неявка на экзамен была вызвана неуважительной причиной, то она (неявка) приравнивается к неудовлетворительной оценке.

Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни, другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия), документально подтвержденные соответствующим учреждением, деканат устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.

В каком случае студент, имеющий академическую задолженность, может быть отчислен из института?

По представлению декана факультета приказом ректора с формулировкой «за академическую неуспеваемость» студент может быть отчислен из высшего учебного заведения, если:

в установленные приказом ректора сроки у него образовались в общей сложности три задолженности по экзаменам (неудовлетворительные оценки, неявки на экзамены без уважительных причин, недопуски на экзамен);


после окончания установленного приказом ректора сроков у него имеется одна или более задолженностей по зачетам и (или) экзаменам.

Сколько раз можно пересдавать один и тот же предмет?

Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения.

Разрешается ли повторная сдача экзамена с целью повышения оценки?

Пересдача оценки с целью ее повышения в сессию не допускается. Пересдача не более двух оценок с целью получения диплома с отличием допускается с разрешения ректора или проректоров по учебной работе.

На каком основании предоставляется индивидуальный график или продление сдачи сессии?

В случае болезни студента в семестре по его письменному заявлению при наличии медицинской справки установленного образца приказом ему может быть установлен индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов.

В случае болезни студента в период экзаменационной сессии продление сроков сессии производится для сдачи:

экзаменов, даты сдачи которых приходятся на время болезни студентов;

экзамена, на подготовку к которому после болезни осталось менее 3 дней. При этом день сдачи экзамена в период подготовки не включается.

Первое продление производится на число дней болезни в экзаменационную сессию, но не менее 4 дней на каждый подлежащий сдаче экзамен следующие продления производятся на число неиспользованных при предыдущих продлениях дней, при этом периоды каникул и практик не учитываются.

(Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264); Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

Какова продолжительность учебного года?

Учебный год для студентов очной и очнозаочной (вечерней) форм обучения начинается с 1 сентября и заканчивается согласно рабочему плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Ученый совет высшего учебного заведения вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на два месяца.

Кем определяется график прохождения и перечень учебных дисциплин и предметов?

Прохождение учебных дисциплин и предметов определяется государственным образовательным стандартом (основной профессиональной образовательной программой) высшего профессионального образования, утвержденным федеральным органом, учебным планом, утвержденным ученым советом вуза, и программой, утвержденной ректором вуза.

Что предусматривается основной профессиональной образовательной программой?

Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.5, п.5.)

Имеет ли право студент определять содержание своего образования?

Да. Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.16, п.2.2.)

Что может повлиять на определение содержания подготовки специалиста?

Право студента в определении содержания своего образования может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом вуза и физическим или юридическим лицом, оказывающем ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве, согласованное с администрацией вуза.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

Обязан ли студент посещать факультативные и элективные курсы?

Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.16, п.2.1.)

Что такое целевая форма обучения?

В соответствии с постановлением правительства РФ от

19 сентября 1995 г. № 942 « О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» целевая подготовка специалистов призвана удовлетворить потребности в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций, учреждений и, в первую очередь, тех из них, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Контингент студентов в рамках целевой контрактной подготовки формируется на добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета.

Какой вид контракта лежит в основе целевой подготовки?

Целевая подготовка специалистов реализуется на основе двух контрактов: между студентом и вузом, а также между студентом и работодателем. Формы типовых контрактов утверждены совместным постановлением Министерства труда и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. № 73/7.

Что оговаривается в контрактах о целевой подготовке?

В контрактах оговариваются права, обязанности и виды ответственности договаривающихся сторон: студента, вуза и работодателя. Заключивший контракт студент, обязан освоить образовательную профессиональную программу по избранной специальности или направлению в соответствии с государственным образовательным стандартом. Образовательная программа может быть скорректирована, либо дополнена с учетом договоренностей студента, работодателя и вуза.

Вуз в соответствии с контрактом обязан обеспечить условия для освоения студентом основной образовательной программы по избранной специальности; на основе изучения потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах осуществить подбор организаций для реализации целевой контрактной подготовки и последующего трудоустройства студента; в случае необходимости обеспечить корректировку основной образовательной программы в рамках государственного образовательного стандарта и изучение дополнительных дисциплин по согласованным предложениям студента и учебного заведения. Контракт обязывает высшее учебное заведение выплачивать студенту государственную стипендию. В нем оговариваются размеры и перечень дополнительных доплат к стипендии, пособий и льгот.

В обязанности работодателя входит оплата студенту (полностью или частично) проживания в общежитии, выплата надбавок к стипендии и заработной платы по фактически отработанному на рабочем месте времени в период прохождения производственной практики и стажировки студента. Работодатель обязан оплатить вузу затраты, связанные с реализацией дополнительной образовательной профессиональной программы, если такая потребуется.

(Постановление Министерства труда и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г.

Какая предельная нагрузка студентов всеми видами учебных занятий?

Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторных и вне аудиторных занятий.

При очнозаочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме 160 часов в год.

Имеются ли ограничения по количеству аудиторных занятий?

Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен ограничиваться государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и в среднем он составляет 27 часов в неделю, не учитывая факультативы.

При очно заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме

160 часов в год.

№ 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»).

Может ли студент осваивать дополнительные учебные дисциплины?

Студент высшего учебного заведения имеет право осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.16, п.2.3.)

Какова продолжительность каникул?

Для студентов очной и очнозаочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст.16, п.3.)

Может ли быть студент отчислен, если он не приходил на занятия в течение первого месяца обучения без уважительной причины?

С формулировкой «как не приступивший к учебе» студент может быть отчислен, если в течение 10 дней после начала семестра он не приступил к занятиям, не имея на то уважительных причин.


Какие меры могут быть применены к студенту, если он не посещает занятия?

С формулировкой «как фактически прекративший учебу» студент может быть отчислен в случае отсутствия его на занятиях в течение месяца без уважительных причин.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка вуза).

Оформление документации

Порядок сдачи зачета

11. При явке на зачет студент обязан при себе иметь зачетную книжку, которая предъявляется экзаменатору.

12. По результатам сдачи зачета выставляются оценки: зачтено, не зачтено.

13. Итоговая оценка по дисциплине складывается из оценки опроса по практическим занятиям, решения ситуационных задач и трех промежуточных и четвертого итогового компьютерного теста.

14. Студент, уличенный в фальсификации (использование шпаргалок и других источников информации, не предусмотренных условиями зачета), может быть удален. В этом случае экзаменатор вносит в экзаменационную ведомость запись не «аттестован» и после окончания зачета поясняет причину декану.

15. Зачет по практическим занятиям принимаются по их завершению преподавателем, ведущим практические занятия.

16. Преподавателю предоставляется право ставить зачет без опроса тем студентам, работа которых в семестре соответствовала требованиям.

17. Перед проведением зачета, преподаватель должен получить экзаменационную ведомость в деканате. Запрещается прием зачетов без экзаменационной ведомости или направления деканата (экзаменационного листа).

18. Результаты зачета заносятся в экзаменационную ведомость и в зачетную книжку.

19. После проведения зачета в тот же день преподаватель обязан сдать экзаменационную ведомость (экзаменационный лист) в деканат.

20. Для сдачи зачета вне установленных сроков, студент должен получить в деканате направление (экзаменационный лист), подписанный деканом или его заместителем. Экзаменационный лист должен быть зарегистрирован в деканате (в журнале или в книге экзаменационных листов с корешками) и содержать:

Номер экзаменационного листа; наименование дисциплины; ФИО преподавателя; ФИО студента; номер зачетной книжки; факультет, курс, группу; срок действия.

21. Экзаменационные ведомости и экзаменационные листы хранятся в деканате до 5 лет.

22. Студенту, который не сдал зачет в установленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам, подтвержденным документально, декан факультета своим распоряжением устанавливает индивидуальные сроки.

23. Студенту, получившему оценку «не зачтено» декан своим распоряжением устанавливает индивидуальные сроки пересдачи. Пересдача зачета в период экзаменационной сессии допускается только с разрешения декана.

Пересдача зачета допускается по направлению декана не более двух раз, как правило, тому же преподавателю, и в установленные деканом сроки. Вторая пересдача зачета по решению декана может приниматься комиссией.

В состав комиссии по пересдаче входят декан (заместитель декана), заведующий кафедрой (заместитель заведующего) и, как правило, два преподавателя.

24. Академическая задолженность должна быть ликвидирована, как правило, в течение месяца с начала следующего семестра, предельный срок - один месяц с начала учебного года по графику факультета.

Замечено, что у студента, появляющегося на лекциях и семинарах реже, чем в ночных клубах, возникает опасная мутация – вырастает «хвост». И обычно даже не один. Многохвостый монстр, ещё недавно бывший весёлым студиозусом, нервно мечется от кафедры к кафедре. А в деканате «охотники за многохвостыми» уже готовят приказ об отчислении…

Студенческий «хвост», или академическая задолженность – это пробакланенное или сданное на «неудовлетворительно/не зачтено» контрольное мероприятие (зачёт, экзамен, контрольная или курсовая работа). Появление «хвоста» грозит не только потерей стипендии, но и выпиныванием мутанта за пределы ареала обитания нормальных студентов. Если хвостатый мутант – мужского пола, то очень вероятно его попадание в ряды нашей доблестной армии.

К счастью, хвостатость лечится. Но только в том случае, если принять срочные медицинские меры на ранних стадиях заболевания.

Процесс лечения – это ликвидация академической задолженности. Или, проще говоря, сдача «хвостов». Анекдот про студентов из Африки, которым деканат рекомендовал сдавать «хвосты» на втором этаже все помнят, да?

Ну давайте поподробней – как возникает академическая задолженность, как её сдавать и что делать, если самолечение не помогает.

Профилактика «хвостов»

Как показывает практика, большинство первокурсников могло бы избежать появления «хвостов», если бы… Если бы просто внимательно изучили правила сдачи сессии. Именно в . Многие вылетают по глупейшим причинам:

  • «А я не знал, что из-за несданного зачёта не допустят к экзамену!»
  • «А что, если на экзамен не прийти – поставят неуд? Нифига себе!»
  • «А почему из-за ненаписанного реферата меня к зачёту не допустилииии… Плак-плак-плак!»

И коронное: «Блин, а когда начинается зачётная неделя?! Что, уже прошла?!».

Вот 5 простых правил, знание которых существенно снижает риск образования академических задолженностей:

№1. Выясните сроки сессии. Обратите внимание не только на даты испытаний, но и на продолжительность зачётной недели. Если вы её прогуляете, и явитесь сразу к первому экзамену – вас ждёт неприятный сюрприз. По правилам, к экзаменам допускаются только студенты, сдавшие все зачёты . Вот прямо на лбу себе это запишите!

№2. Изучите условия допуска к зачётам. Многие преподаватели не допускают к зачётам студентов, которые не написали реферат, доклад, эссе или другую работу, выполнение которой входит в учебный план. Недопуск может возникнуть из-за несдачи контрольной, практической, лабораторной. Представьте себе состояние студента, который приходит на пересдачу зачёта, и только там выясняет, что надо было написать реферат! Вы ведь не хотите оказаться на его месте?

№3. Изучите условия допуска к экзаменам. Помимо обязательной сдачи всех зачётов, условием допуска может быть сдача различных учебных работ и коллоквиумов . Некоторые преподаватели бдительно отслеживают посещения студентов и заставляют «отрабатывать» пропущенные семинары, показывать конспекты пропущенных лекций. В МГУ вообще ввели балльную систему контроля за успеваемостью в течение семестра и установили контрольные точки проверки знаний. Недобрал баллов? Лови «хвост». Звери! Но они в своем праве.

№4. Узнайте, за сколько экзаменов, несданных в течение основной сессии (именно в течение основной, без учёта дополнительного срока для сдачи задолженностей!) отчисляют из вашего учебного заведения. Обычно критическим порогом являются два, максимум три экзамена – их разрешают сдать в дополнительную сессию. Да, где-то разрешают даже все экзамены пересдавать (например, четыре). Но в крутых вузах – крутые правила. Студент легко может вылететь и за два экзамена, если в основную сессию не уложился.

№5. Если вы уж обзавелись «хвостами», обязательно выясните сроки сдачи задолженностей. Лучше всего, если вы скачаете на сайте вуза или попросите прямо в деканате «Положение о ликвидации академической задолженности». Если уж вам дают ещё один шанс, не пробакланьте хотя бы его.

Можно ли подчистить «хвосты» до конца сессии?

Если вы не сдали зачёт или экзамен, но у вас ещё есть время на пересдачу в течение экзаменационной сессии – это, строго говоря, ещё не настоящий «хвост». А так, «хвостик». В течение сессии выделяется по одному дополнительному дню для пересдачи каждого экзамена.

Интересно, что пересдача экзаменов в течение основной сессии – это далеко не ужас-ужас, а шанс получить хорошую оценку. К первой пересдаче преподаватели относятся более-менее лояльно. Некоторые даже разрешают студентам, получившим «хорошо», пересдать на «отлично». Гораздо чаще, правда, на пересдаче снижают оценку на балл, но получить в зачётку «хорошо» вместо «удовлетворительно» – это тоже неплохо. Не исключена даже возможность получения красного диплома (он выдаётся при отсутствии троек и при наличии 75% пятёрок). Так что на пересдачи в течение экзаменационной сессии идут не только двоечники, но и отличники.

С зачётами и проще, и сложнее. Некоторые студиозусы умудряются в течение сессии приходить на зачёт к преподавателю по 10 – 15 раз!

Как правило, хотя бы раз пересдать зачёт можно в течение зачётной недели. Это позволяет даже тем, кто не смог получить заветную роспись преподавателя с первого раза, успеть с закрытием всех зачётов к началу экзаменов.

Если вам это не удалось, все силы бросайте на сдачу зачётов. Пока с ними не разберётесь – к экзаменам вас не допустят. Поэтому в то время, когда ваши сокурсники отвечают на экзаменах, гоняйтесь за преподавателями, которым нужно пересдать зачёт.

Некоторые студенты считают зачёты менее важными, чем экзамены. Во-первых, их обычно сдавать легче. Во-вторых, оценка не ставится. Вот и возникает впечатление, что по сравнению с экзаменом это «мелочь». Но эта мелочь может здорово испортить вам жизнь! В дополнительную сессию во многих вузах зачёты уже не принимают.

Разобраться с зачётами крайне важно хотя бы до момента пересдач. В большинстве вузов для студента, который провалил три экзамена в течение основной сессии, отчисляют. А в некоторых вузах достаточно даже двух предметов. Поэтому нужно успеть хотя бы на пересдачах сдать тот минимум дисциплин, который позволит вам досдать остальные «хвосты» в рамках дополнительной сессии.

Возможно, вас слегка утешит информация о том, что первые пересдачи экзаменов обычно назначаются на самые последние дни основной сессии. Вот почему некоторым студентам удаётся задолбать преподавателя пятнадцатью пересдачами зачёта!

Итак, на вопрос, можно ли разобраться с долгами до конца основной сессии, уверенно отвечаем: не только можно, но и нужно. Не стоит затягивать с пересдачами до наступления дополнительной сессии.

Что такое дополнительная сессия?

После каждого семестра устанавливается период, в течение которого «хвостисты» досдают всё, что не успели сдать в течение основной сессии. Это время называется дополнительной сессией. Её сроки устанавливаются согласно приказу о ликвидации академической задолженности.

Не стоит пусть дополнительную сессию с продлением сессии. Продление производится по уважительной причине. В этом случае производится условный перевод с академической задолженностью (разумеется, её следует ликвидировать в кратчайшие сроки, но непосредственная угроза отчисления пока ещё не появилась). А дополнительная сессия – это для тех, кто даже с первой пересдачи не разобрался с экзаменами. И вот у этих ребят всё очень и очень серьёзно.

Студент, приходящий на вторую пересдачу, экзаменуется уже не одним преподавателем, а аттестационной комиссией. Для большинства студентов это последний шанс. Таким образом, традиционная схема пересдач выглядит так:

1) сдача;
2) пересдача;
3) комиссия.

Третья пересдача, то есть четвертая попытка – случай исключительный, добиться которой очень трудно. Обычно разрешение надо испрашивать аж у самого ректора.

Если вы не уложились график ликвидации академической задолженности, следует отчисление. По крайней мере, в серьёзных вузах. Но кое-где обучающиеся, имеющие академические задолженности, кое-как перебираются с курса на курс. Такие поблажки нередко дают контрактникам в провинциальных вузах. Ну жалко же отправлять в армию человека, за которого родители регулярно вносят оплату…

Стоп. Не расслабляться! Эти балбесы ходят под дамокловым мечом. Как только вуз начинает закручивать гайки (а это случается, когда над вузом нависает угроза потери лицензии), хронические «хвостисты» вылетают без предупреждений.

Что делать с недопусками?

Недопуск – одна из основных причины появления «хвостов». По этой причине академическая задолженность возникает даже у весьма неглупых студентов. На пути к экзамену или зачёту особо злостные преподы выстраивают целые баррикады из рефератов, докладов, коллоквиумов, конспектов, эссе и прочей лабуды.

И вот вы весь такой умный, великолепно разбирающийся в предмете (и потому игнорировавший лекции и семинары в течение всего семестра), являетесь на зачёт или экзамен… А преподаватель расплывается в ехидной ухмылочке.

Выше мы дали пять советов по профилактике «хвостатости», а теперь держите ещё парочку:

№6. Если вы внезапно и вдруг, вынырнув из пучины важных дел, заметили приближение зачётной недели и экзаменационной сессии – немедленно узнавайте, нужно ли что-то писать и сдавать, чтобы получить допуски к зачётам и экзаменам. Чем раньше вы всё это узнаете – тем больше шансов, что вы таки успеете написать эту гору рефератов, контрольных и лабораторных до начала зачётной недели. Ну, или хотя бы половину горы.

№7. Чувствуете, что не справляетесь? Берите себе в помощь студлансера. Стратегия сотрудничества может быть различной:

  • Кто-то поручает студлансерам написание самых сложных контрольных и рефератов, что вполне логично.
  • Кто-то сбрасывает на студлансеров всевозможные отписки, неинтересные задания. И в этом тоже есть своя логика. Если вам действительно интересно учиться, сложные задания – это вызов. А вот всякая чушь, придуманная преподами для того, чтобы испортить вам жизнь, – просто трата времени. Но сдача академической задолженности невозможна, пока вы с этой бюрократией не разгребётесь. Так что есть смысл делегировать маловажные задания студлансерам.
  • Наконец, есть и такая стратегия: пишем сами всё, что успеваем, а на Студлансе заказываем самые срочные работы. Например, реферат, который нужно принести на зачёт к девяти утра… и о котором вы вспомнили в три часа ночи.

Как практика и курсовая превращаются в «хвосты»

Курсовые работы и отчёты по практики, не сданные вовремя, автоматически становятся «хвостами». Кстати, курсовую работу обычно нужно не только сдать, но и защитить. Если вы принесёте её слишком поздно, преподаватель может не допустить к защите: мол, прочитать не успеваю! Или, как вариант: «Ну, голубчик, у вас тут маленький недочёт. Исправьте – и на защиту… Но не вместе со всеми, а в рамках дополнительной сессии».

Чтобы не вылететь из вуза, надо вложиться с повторной защитой в сроки ликвидации академической задолженности. Но, как вы уже поняли, академическая задолженность в вузе – решаемая проблема. Если даже вы не справляетесь с «хвостом» в виде курсовой или отчёта по практике сами, то всегда можно найти себе помощника среди студлансеров. Это дешевле, чем становиться спонсором кафедры, а главное – намного безопасней.

А стипендию с академической задолженностью дают?

Учтите, что ликвидация академической задолженности в вузе не гарантирует получение стипендии. Зависит от того, насколько быстро вы подчистили «хвосты»: уложились в основную сессию или не уложились.

В большинстве вузов действует правило: если сдал все предметы в течение основной сессии – стипендию дадут. А не уложился – будешь сосать лапу, как медведь в берлоге. Сдача «хвостов» в дополнительную сессию и повторная защита курсовой – это гарантированное отсутствие стипендии. Взвесив все за и против, многие студенты заказывают курсовики и отчёты по практике у студлансеров. Экономически выгодней!

К примеру, курсовая стоит 1 500 – 3 000 руб., а стипендия за полугодие – это .

Вот почему некоторые хорошисты, слегка подзавязшие с каким-то предметом, иногда обращаются за помощью к студлансерам. Если на пути к своевременной сдаче сессии стоит какой-нибудь реферат или контрольная, выгодней заплатить студансеру – и потом честно… ну, почти честно получать стипендию. А вы что по этому поводу думаете?

РЕГЛАМЕНТ

Нижний Новгород

1. Общие положения

2. Сроки сдачи экзаменов и зачетов

3. Порядок допуска студентов к экзаменационной сессии

4. Подготовка к сдаче экзаменов (зачетов)

5. Порядок проведения зачетов

6. Порядок проведения экзаменов

7. Форма проведения экзаменов

8. Выставление итоговой оценки и объявление результатов экзамена

9. Оформление результатов проведения экзаменов и зачетов

10. Сдача экзаменов и зачетов по индивидуальному графику

11. Ответственность студентов за нарушение порядка сдачи экзаменов и зачетов

12. Порядок ликвидации академической задолженности

13. Отчисление студентов за академическую неуспеваемость

14. Порядок перевода студентов на следующий курс

15. Контроль

РЕГЛАМЕНТ

ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЧЕТОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент подготовлен в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. № 000-1 (в редакции Федерального закона от 01.01.01 г. с изменениями от 22 октября 2010 г.), Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании » от 01.01.01 г. , Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 71, Уставом Университета и Положением о промежуточной аттестации студентов НГТУ.


1.2. Регламент проведения экзаменов и зачетов (далее Регламент) определяет порядок допуска, сдачи экзаменов и зачетов студентами, а также порядок ликвидации академической задолженности и отчисления студентов за академическую неуспеваемость.

1.3. Экзамены и зачеты проводятся по дисциплинам утвержденного учебного плана по соответствующим специальностям и направлениям высшего профессионального образования, при этом, в рамках компетентностного подхода, знания, умения и навыки обучающегося определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено» и «не зачтено».

1.4. Экзамены проводятся по лекционным учебным курсам, а зачеты - по лекционным учебным курсам, а также практическим, лабораторным, семинарским занятиям и курсовым работам . По решению Совета факультета по отдельным лекционным учебным курсам, по отдельным видам практики, курсовым работам и проектам может предусматриваться дифференцированный зачет с оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

1.5. Студенты, обучающиеся по программам высшего профессионального образования, сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входит аттестация по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки (по индивидуальным планам), в течение учебного года сдают не более 20 экзаменов.

1.6. Проведение экзаменов и зачетов должно обеспечивать возможности реального контроля знаний и навыков в соответствии с учебными планами.

1.7 В рамках каждого учебного курса кафедрой устанавливается перечень индивидуальных и групповых заданий, которые прописываются в рабочей программе по дисциплине (рефераты, РГР, контрольные работы и др.), Выполнение данных заданий рассматривается как обязательный элемент изучения курса и одновременно форма текущего контроля знаний и навыков.

1.8. Студенты заочной формы обучения допускаются к экзаменационной сессии, если они не имеют задолженности за предыдущий семестр. Обучающиеся по блочной системе не должны иметь задолженности за предыдущий учебный год.

2. Сроки сдачи зачетов и экзаменов

2.1.Сроки проведения экзаменов (экзаменационная сессия) и перечень сдаваемых экзаменов по учебным дисциплинам определяются графиком учебного процесса университета и рабочим учебным планом по соответствующему направлению подготовки или специальности, и прописываются в расписании экзаменационной сессии.

2.2. Расписание составляется таким образом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено не менее трех дней, исключая день предыдущего экзамена.

2.3. Расписание доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за две недели до начала сессии (в т. ч. вывешивается на информационном стенде факультета* ).

2.4. Для студентов, обучающихся по заочной форме, а также в сокращенные сроки, экзаменационные сессии на каждом курсе устанавливаются в соответствии с учебными планами, но не более трех в течение учебного года.

2.5. Зачеты по курсам, не имеющим экзаменов, проводятся по окончании чтения лекций до начала экзаменационной сессии (на последней неделе теоретического обучения перед экзаменационной сессией).


2.6. Предусматривается сдача зачетов и экзаменов по индивидуальному графику (см. главу 10 данного положения)

2.7. Зачеты по всем видам практик принимаются руководителем.

Зачеты по практикам принимаются по окончании практики на основе отчетов, составленных студентами в соответствии с утвержденной программой.

3. Порядок допуска студентов к экзаменационной сессии

3.1. Студенты очной и очно-заочной форм обучения допускаются к экзаменационной сессии при условии выполнения и сдачи ими всех курсовых проектов , работ и зачетов, предусмотренных учебным планом текущего семестра. Зачеты должны быть сданы до даты начала экзаменационной сессии, установленной приказом ректора .

В случае, если по дисциплине в текущем семестре зачет учебным планом не предусмотрен, а запланированы контрольные, расчетно-графические и лабораторные работы , студент допускается к экзамену по этой дисциплине при условии выполнения и сдачи вышеперечисленных работ.

Список должников предоставляется заведующим кафедрой в деканат за день до начала экзаменационной сессии.

3.2. Сдача зачета фиксируется в зачетно-экзаменационной ведомости и в зачетной книжке студента соответствующей записью «зачтено».

4. Подготовка к сдаче экзаменов (зачетов)

4.1. По каждой дисциплине от преподавателя студенты получают:

Информацию о графике (сроках), форме и содержании проведения зачетов, экзаменов и других мероприятий текущего контроля знаний (информация вывешивается на информационной доске деканата или кафедры);

Полные сведения о системе оценки знаний.

Преподаватель обязан провести все мероприятия по дисциплине, запланированные рабочим учебным планом и своим индивидуальным планом, в точном соответствии с расписанием занятий на семестр.

4.2. По каждой дисциплине, выносимой на экзаменационную сессию, проводятся консультации не позднее дня, предшествующего экзамену.

5. Порядок проведения зачетов

5.1. Перечень курсов и видов занятий, по которым предусматривается контроль результатов обучения в форме зачета, определяется рабочим учебным планом.

5.2. Зачет может проводиться как в формате, аналогичном проведению экзамена, так и в других формах, основанных на выполнении индивидуального или группового задания, позволяющего осуществить контроль знаний и полученных навыков.

5.3. При групповой подготовке проектов вклад каждого члена группы в разработку соответствующих разделов должен быть указан в письменной форме в методической разработке по проектированию.

5.4. Отчеты по практическим и лабораторным занятиям могут приниматься по мере их выполнения: по практическим занятиям (по отдельным дисциплинам) - в форме контрольных работ и рефератов.

5.5. Зачеты по дисциплинам с семинарскими занятиями могут приниматься на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студентов на семинарах. Преподаватель имеет право поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях.

5.6. Зачет принимает преподаватель, который читал лекции по данному курсу.

В отдельных случаях, когда преподаватель не может принимать зачет

из-за болезни, командировки или по другой уважительной причине, заведующий кафедрой дает письменное поручение принять зачет другому преподавателю. Данное поручение оформляется распоряжением по кафедре.

5.7. Зачет может приниматься преподавателем не более двух раз.

5.8. Остальные правила проведения зачетов аналогичны правилам проведения экзаменов.

6. Порядок проведения экзаменов

6.1. По представлению деканатов факультетов учебный отдел университета согласовывает, а проректор по учебной работе утверждает расписание экзаменационной сессии.

6.2. Преподавателю, принимающему экзамен, запрещается самостоятельно изменять дату, время и место его проведения без согласования с деканатом, за которым закреплена учебная группа. Данное согласование должно быть оформлено служебной запиской с визой декана или заместителя декана по учебной работе.

6.3. В случае изменения хотя бы одной позиции в расписании экзаменационной сессии (дата, время и место проведения) деканат обязан сообщить об этом в учебный отдел университета, довести сведения до студентов и внести коррективы в расписание на информационной доске своего учебного подразделения.

6.4. При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе оформленную зачетную книжку (на каждой странице должны быть заполнены реквизиты: учебный год, Ф. И.О. студента, подпись декана, заверенная печатью факультета), которую предъявляют экзаменатору в начале экзамена.

6.5. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

6.6. Выдача на дом аудиторных экзаменационных заданий не разрешается.

6.7. Каждый студент должен быть обеспечен отдельным рабочим местом.

6.8. Ответы на вопросы экзаменационных заданий носят строго индивидуальный характер. В ходе проведения экзамена исключаются все формы консультаций студентов друг с другом или с преподавателем.

6.9. При проведении экзаменов могут быть использованы технические средства и наглядные пособия (плакаты, макеты, натуральные образцы и т. д.). Возможность использования на экзамене справочной литературы , методических материалов, компьютеров и электронных записных книжек определяется преподавателем, и доводится до студентов на консультации.

6.10. Использование средств связи на экзамене запрещено.

6.11. За нарушение порядка проведения экзамена (зачета) студент может быть удален с экзамена (зачета) с проставлением в ведомость неудовлетворительной оценки («незачтено»).

7. Форма проведения экзаменов

7.1. Форма проведения экзамена устанавливается преподавателем по согласованию с кафедрой и фиксируется в рабочей программе по дисциплине.

7.2. Проведение письменного экзамена.

· Письменный экзамен проводится одновременно для всех студентов группы (лекционного потока).

· Для проведения письменного экзамена разрабатываются преподавателем и утверждаются на кафедре экзаменационные задания в количестве вариантов, достаточных для обеспечения возможности организации индивидуального ответа на вопросы.

· Экзаменационное задание может включать в себя:

- «закрытые» тесты, предусматривающие, как правило, возможность выбора одного правильного ответа из нескольких предложенных. Если тест содержит несколько правильных ответов, студенты должны быть об этом предупреждены;

- «открытые» вопросы, требующие краткого ответа или развернутого объяснения;

Задачи и комбинированные задания, требующие выполнения расчетов.

· Студенты должны быть заранее проинформированы о том, какой процент выполнения экзаменационного задания в целом соответствует той или иной оценке.

· Результаты письменного экзамена должны быть доведены до студентов (вывешены на стенде факультета) не позднее чем через два дня после его проведения.

7.3. Проведение устного экзамена.

· Для проведения устных экзаменов разрабатывается перечень вопросов экзаменационных билетов, а также дополнительных заданий, которые могут быть предложены студентам в качестве дополнительных.

· Все основные вопросы распределяются по экзаменационным билетам. Перечень вопросов, количество вопросов в билете и их распределение по билетам утверждаются на заседании соответствующей кафедры. Билеты должны быть подписаны экзаменатором и заведующим кафедрой.

· Каждому студенту независимо от того, который раз сдается экзамен, должна быть предоставлена возможность случайным образом получить один из экзаменационных билетов.

· Структура и содержание дополнительных экзаменационных заданий определяется преподавателем, ответственным за чтение курса. Экзаменационные задания могут быть подготовлены в форме открытых вопросов, тестов и практических заданий.

· Студент, получивший вопросы и задания, письменно выполняет их. Время, выделяемое на подготовку, должно быть достаточным для того, чтобы дать краткий (неразвернутый), но полный (без пропусков) ответ на все структурные элементы экзаменационного вопроса и задания.

· В процессе устного ответа студент делает необходимые комментарии к своим записям и отвечает на уточняющие и дополнительные вопросы экзаменатора.

· При устной форме экзамена экзаменатору предоставляется право задавать студенту по программе курса дополнительные вопросы в рамках отведенного для ответа на экзамене временного норматива. При этом каждый студент в процессе занятий и консультаций должен быть ознакомлен с программой курса, содержанием минимальных требований, которым необходимо удовлетворять для получения положительной оценки по курсу, и критериями дифференциации оценки.

7.4. Проведение комбинированного экзамена.

· В отдельных случаях по решению кафедры курсовой экзамен проводится в два этапа:

Выполнение письменного задания;

Устная часть экзамена.

· Каждый этап проводится в соответствии с правилами проведения устного и письменного экзаменов соответственно.

7.5. Экзамены принимаются преподавателями, читающими данный лекционный курс, при этом может привлекаться преподаватель, ведущий практические или семинарские занятия.

7.6. В случае отсутствия вышеуказанных преподавателей экзамен может принять заведующий соответствующей кафедрой или преподаватель, которому заведующий кафедрой (в письменной форме) делегировал данные полномочия. В случае, когда отдельные разделы курса, по которым установлен единый экзамен, читаются несколькими преподавателями, экзамен проводится с их участием, но с выставлением одной оценки.

8. Выставление итоговой оценки и объявление результатов экзамена

8.1. При определении уровня экзаменационной оценки по дисциплине с преобладанием теоретического обучения рекомендуется использовать следующие критерии:

-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, глубокое систематическое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;

-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендуемую в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности ;

-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их исправления под руководством преподавателя;

-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить у профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

С учетом изложенных критериев и при особом внимании к специфике конкретных дисциплин устанавливаются требования к оценке знаний на экзаменах и дифференцированных зачетах по иностранным языкам , инженерной графике, начертательной геометрии, физическому воспитанию и другим дисциплинам, обучение которым направляется преимущественно на формирование практических умений, навыков и профессионального мастерства.

8.2. После выставления оценок и передачи экзаменационной ведомости в деканат студенты имеют право посмотреть работы. Показ работ осуществляется в день объявления оценки.

8.3. Экзаменационные оценки «отлично» и «хорошо» могут быть поставлены преподавателем без опроса студента только на экзамене, как исключение по результатам текущей успеваемости студента в семестре.

9. Оформление результатов проведения экзаменов и зачетов

9.1. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости. Ведомости должны быть пронумерованы деканатом, заполнены (в соответствующих графах должны быть проставлены номер зачетной книжки, подпись преподавателя), и подписаны деканом или заместителем декана по учебной работе.

9.2. Неявка на экзамен или зачет отмечается в экзаменационной ведомости словом «не явился» и подписью преподавателя.

9.3. Экзаменационные (зачетные) ведомости выдаются преподавателю деканатом в день, предшествующий консультации по экзамену.

9.4. В ведомости должны быть отмечены те студенты, которые по тем или иным причинам не допущены до экзамена деканатом или кафедрой.

9.5. Экзаменационные (зачетные) ведомости сдаются преподавателем в деканат полностью оформленными, с выставленными результатами экзамена (зачета) в день проведения или на следующий день после экзамена (зачета).

Возврат экзаменационных листов и ведомостей производится преподавателем лично.

9.6 В случае, когда преподаватель не может лично передать ведомость в деканат, он передает ее через секретаря кафедры, на которой работает.

9.7. Сотрудник деканата не имеет право принимать ведомость от преподавателя, если не все графы, предусмотренные бланком, заполнены.

Подчистки, зачеркивания и другие исправления в ведомости допускаются в исключительном случае. Каждое исправление должно быть подкреплено записью преподавателя «исправлено» и личной подписью.

9.8. Документы, связанные с проведением экзаменов (зачетов), хранятся в деканате в течение 5 лет.

9.9. Результаты экзаменационной сессии проставляются в учебных карточках (в месячный срок) и вносятся в АСУ «Деканат» в течение

5 дней после окончания сессии.

9.10. Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного курса, успешно сдавшие все экзамены и зачеты, переводятся на следующий курс распоряжением декана факультета.

10. Сдача экзаменов и зачетов по индивидуальному графику

10.1. Досрочная сдача зачетов или экзаменов разрешается в исключительных случаях по уважительной причине.

Студент излагает причины, вызвавшие необходимость досрочной сдачи зачета (экзамена), в личном заявлении на имя ректора университета. Заявление визирует декан факультета и проректор по принадлежности. На основании данного заявления деканат определяет индивидуальную траекторию сдачи зачетов (экзаменов) и вносит проект приказа о досрочном допуске студента к сессии с обозначением сроков проведения аттестационных процедур. Приказ ректора должен быть издан до начала сессии.

10.2. Студенты, которым решением Совета факультета разрешен индивидуальный план обучения, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, предусмотренные индивидуальным планом и установленные деканом факультета.

10.3. Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни, распоряжением декана факультета предоставляется продление экзаменационной сессии на количество дней их болезни. Студент должен уведомить деканат о болезни, и не позднее, чем через три дня после выздоровления представить в деканат справку о временной нетрудоспособности .

Если справка в указанные сроки не предоставлена, деканат вправе потребовать от студента объяснительную записку о причинах нарушения сроков предоставления справки, и, при необходимости, принять к студенту меры дисциплинарного взыскания , вплоть до отчисления.

10.4. Студенты, переведенные из других вузов или восстановленные в НГТУ, сдают зачеты и экзамены по расписанию учебного подразделения, согласованному с соответствующими преподавателями.

11. Ответственность студентов за нарушение порядка сдачи экзаменов и зачетов

11.1.Неявка на экзамен без уважительной причины в назначенное время рассматривается как использованная попытка сдачи экзамена и приравнивается к получению оценки «неудовлетворительно».

11.2. Основанием для уважительной причины является:

Временная нетрудоспособность, подтвержденная справкой медицинского учреждения ;

Другие исключительные случаи, подтвержденные документально.

11.3.Нарушения порядка на экзамене (использование справочной литературы или рукописей справочного характера, методических материалов, компьютеров, электронных записных книжек без разрешения преподавателя, а также средств связи) ведут к удалению студента с экзамена (зачета) с выставлением ему оценки «неудовлетворительно» («незачтено»).

12. Порядок ликвидации академической задолженности

12.1. Для ликвидации студентами академической задолженности декан факультета устанавливает сроки и порядок сдачи экзаменов в пределах срока ликвидации академической задолженности, предусмотренного приказом ректора. Неявка студента на пересдачу экзамена в установленный срок по неуважительной причине влечет за собой выставление неудовлетворительной оценки.

12.2. Пересдаче подлежит не более двух оценок «неудовлетворительно».

12.3. Пересдача экзамена, по которому получена неудовлетворительная оценка, в период экзаменационной сессии, как правило, не допускается.

12.4. Пересдача экзамена, по которому получена неудовлетворительная оценка производится два раза. Для пересдачи экзамена в третий раз назначается аттестационная комиссия. В состав комиссии входят:

Преподаватель, ведущий данную дисциплину;

Преподаватель, читающий эту же дисциплину (или аналогичную), назначенный заведующим кафедрой;

Заведующий кафедрой, за которой закреплена дисциплина;

Декан или заместитель декана по учебной работе факультета (института), на котором обучается студент.

Решение комиссии является окончательным».

12.5. По окончанию экзаменационной сессии деканаты факультетов не позднее, чем за три дня до очередной переэкзаменовки формируют график пересдач и вывешивают его на информационном стенде факультета.

12.6. Студентам заочной формы обучения при наличии уважительных причин деканы факультетов могут устанавливать иные сроки на период до начала следующей сессии.

12.7. Для студентов, прошедших практику, но не получивших зачет в установленное время, кафедрой определяется срок ликвидации академической задолженности по практике в течение двух недель.

12.8. Если студент сдает экзамен в сроки, отличные от утвержденного сессионного расписания его учебной группы (досрочная сдача, перенос экзамена по уважительной причине или пересдача), то, наряду с зачетной книжкой, он должен предъявить направление (экзаменационный лист), подписанный деканом факультета или заместителем декана по учебной работе.

12.9. В случае, когда необходимость в пересдаче экзамена по одной и той же дисциплине у одного преподавателя возникает у группы студентов, деканат может выдать повторную ведомость.

12.10. Ответственность за хранение бланков экзаменационных листов и зачетно-экзаменационных ведомостей на факультете несет диспетчер. Данная функциональная обязанность должна быть предусмотрена должностной инструкцией сотрудника.

12.11. Не допускается хранить не заполненные бланки экзаменационных листов, подписанные деканом или заместителем декана по учебной работе.

12.12. Вопрос о пересдаче оценок «удовлетворительно» и «хорошо» рассматривается в исключительных случаях на последнем курсе обучения после сдачи всех экзаменов и зачетов, но до начала итоговой государственной аттестации. Разрешается пересдать не более двух оценок.

Пересдача оценок «удовлетворительно» допускается, если их количество не превышает двух за весь период обучения.

Решение принимает декан факультета на основании личного заявления студента.

13. Отчисление студентов за академическую неуспеваемость

По представлению декана факультета подлежат отчислению за академическую неуспеваемость студенты:

Не сдавшие в сессию экзамены по трем и более дисциплинам;

Не ликвидировавшие академическую задолженность, а также разницу в учебных планах в установленные приказом ректора сроки;

Не выполнившие индивидуальный график или индивидуальный план обучения;

Не выполнившие программу практики или получившие неудовлетворительную оценку при защите отчета по практике ;

Получившие неудовлетворительную оценку при пересдаче дисциплины экзаменационной комиссии.

14. Порядок перевода студентов на следующий курс

Перевод студентов на следующий курс осуществляется распоряжением декана факультета по итогам летней экзаменационной сессии (до начала нового учебного года). Все студенты, находящиеся в контингенте на

01 сентября текущего учебного года переводятся на следующий курс, включая студентов, направленных на пересдачу по 1-2 дисциплинам и числящихся в академическом отпуске.

15. Контроль

1. Контроль за подготовкой к проведению экзаменов и их проведением преподавателями в соответствии с настоящим Регламентом возлагается на заведующих кафедрами.

2. Общий контроль за соблюдением процедур настоящего Регламента возлагается на заместителя декана по учебной работе и учебно-методическое управление вуза.

3. Итоги экзаменационных сессий и предложения по улучшению учебного процесса на факультете выносятся на обсуждение заседаний кафедр, Совета факультета.

* в данном Регламенте под учебным подразделением «Деканат факультета» подразумевается и учебное подразделение «Дирекция института»